Юриспруденция » Правовое положение осужденных » Содержание обязанностей и прав осужденных

Содержание обязанностей и прав осужденных

Страница 2

К числу основных прав относится право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Это право означает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место — как правило, это изолированное помещение (камера) внутри указанных учреждений, исполняющих наказания. Кроме этого могут быть приняты и иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

В ст. 14 УИК РФ закреплено право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. В отношении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, реализация этого общегражданского права каких-либо особенностей не имеет. К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами определен ст. 15 УИК РФ, согласно которой предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные наблюдательные комиссии, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки и донести принятые решения до сведения осужденных. При рассмотрении заявлений, предложений и жалоб осужденных государственные органы и должностные лица руководствуются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиальное положение, определяющее, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).

Таким образом, под правовым положением (статусом) осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов), выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида. Различают следующие виды правового статуса осужденного: 1) общий, или конституционный, статус гражданина РФ; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Структуру статуса осужденного образует совокупность трёх элементов: юридическая обязанность; субъективное право и законные интересы. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания. Нормативное закрепление указанных элементов осуществляется путем установления в уголовно-исполнительном законодательстве общих норм, определяющих основные обязанности и права всех осужденных посредством конкретизации обязанностей и прав, а также раскрытия содержания других элементов статуса исходя из установленного порядка и условий отбывания конкретного вида уголовного наказания в нормах Особенной части УИК РФ и иных нормативных правовых актов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Прекращение права при совершении земельного правонарушения
Земельные правонарушения, являющиеся основания для изъятия земельных участков, определены в ст. 45-47 ЗК РФ: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ; использование земельного ...

Методическая основа проведения инвентаризации
Методическая основа – методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов от 16.06.95 № 49. Инвентаризация – это проверка на определённую дату соответствия наличия имущества и расчётов данным бухгалтерского учёта. К числу государс ...

Государственный контроль в сфере образования
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя: 1.Федеральный государственный контроль качества образования; 2.Федеральный государственный надзор в сфере образования. Государственный контроль осуществляют уполномоченные федеральными органами исполнительной власти и органами и ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru