Юриспруденция » Национальное коллизионное регулирование стран СНГ: сравнительно-правовой анализ » Модельные акты стран СНГ как форма гармонизации коллизионных норм

Модельные акты стран СНГ как форма гармонизации коллизионных норм

Страница 4

- становление эффективной правовой базы платежно-расчетных отношений, производственной и инвестиционной деятельности.

В этой связи является логичным рассмотрение экономической составляющей интеграционных процессов. Рассмотрение динамики совершенствования законодательства в историческом развитии с учетом развития политических процессов заслуживает особого внимания.

Вторым важным направлением сотрудничества стран Содружества является экономика. Общие задачи здесь очерчены - это ориентация на создание единого экономического пространства, которое включает обеспечение защищенности прав собственности и реальное равенство условий для национальных и иностранных инвесторов, усовершенствование системы налогообложения, обеспечение стабильности валютного и таможенного режимов, воссоздание в рамках СНГ единого научного и инновационного пространства, имеющих общую стратегическую цель развития СНГ - радикальное сокращение масштабов бедности на основе ускоренного экономического роста. С распадом СССР были прекращены многие инновационные программы, утрачены точные и высокоточные технологии, поэтому привлечение высококвалифицированных специалистов отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам стран-участниц СНГ. Средством унификации и гармонизации законодательства в данной области являются единообразные модельные акты. В частности, были приняты такие важные модельные законы, как Гражданский кодекс, Законы "О защите экономической конкуренции", "О финансово-промышленных группах", "Об акционерных обществах", "Об аудите", "О бухгалтерском учете и отчетности", "О банкротстве банков", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Основы таможенных законодательств, Таможенный кодекс. В рамках инновационных программ был разработан Модельный закон "Об инновациях".

Однако на практике можно видеть несогласованное регулирование государствами Содружества гражданского оборота, наличие тарифных и нетарифных ограничений, невыполнение взятых на себя обязательств, ущемление прав граждан и предприятий, бюрократические препоны, барьеры на пути к взаимной торговле и в конечном счете сокращение хозяйственных связей между независимыми государствами.

На имплементацию модельных норм в экономической области оказывают влияние такие факторы, как: внутреннее политическое противостояние элит (Грузия, Украина, Киргизия), разный экономический уровень развития стран СНГ, большая непогашенная задолженность перед международными кредиторами (Молдавия, Грузия). Рассматривая тексты модельных документов, можно отметить, что они составлялись исходя из этих позиций для удовлетворения интересов всех участников Содружества и копировались с иностранных образцов. В результате этого они получались расплывчатыми, неясными, какого-либо действенного правового регулирования от них ожидать было трудно. Еще одним существенным препятствием на пути модельного законотворчества как основы экономической интеграции является отсутствие обязательной силы и прямого действия у модельных актов. Это дает основания некоторым авторам утверждать, что они не являются правовыми актами. Однако другие исследователи считают, что отсутствие обязательной силы у таких актов не лишает их юридической характеристики, а лишь исключает применение прямых санкций за их неисполнение.

Следует согласиться с мнением тех учёных, которые считают что модельное законодательство не оправдало себя как средство гармонизации законодательства в экономической сфере. Тому есть немало причин как объективных, так и субъективных. Во-первых, имплементация модельных законов предполагает решение комплекса межгосударственных проблем, требующих, как показывает мировой опыт, длительных сроков, больших финансовых затрат, нормальных условий функционирования национальных экономик, отлаженной, постоянно действующей системы межгосударственного наблюдения за выполнением принятых обязательств. Во-вторых, как сказал В.В. Путин "перед государствами, входящими в состав СНГ, не было сверхзадачи в экономической интеграции".

В целом можно сказать, что имплементация норм модельного законодательства нашла свое отражение только в узкоспециализированных программах сотрудничества. В этой связи можно констатировать: решение существующих экономических и политических проблем не видится через призму модельных законов. В этой связи для правовой науки может представлять немалый интерес изучение опыта других стран, в частности Европейского сообщества. Правовая система ЕС характеризуется устойчивой внутренней структурой, придающей ей стабильность и динамизм. Инструментом унификации экономического законодательства в ЕС служат регламенты и решения - нормативно-правовые акты, сходные с федеральными законами. Инструментами гармонизации права служит директива, а в сфере уголовного права и уголовно-процессуального - рамочное решение. В Европейском сообществе, конечно, существует несколько модельных законов, регулирующих довольно-таки небольшой круг общественных отношений. Среди них можно назвать такие, как Европейский кодекс социальных гарантий (Рим, 1990 г.), Международный кодекс рекламной практики, разработанный рабочей группой Комиссии по рекламе Международной торговой палаты (Париж, 1937 г.) и т.п. Принципиальные же вопросы экономического, политического, социального характера регулируются с помощью актов, которые жестко фиксируют требуемые цели и методы их достижения. Судебная практика позволила раскрыть содержание такой важной характеристики регламентов, директив и решений ЕС, как обязательность их исполнения во всех частях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Конституция России 1993 г. закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции): 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается э ...

Теоретическая модель института квалифицированной правовой помощи
Главным критерием объединения норм в конституционно-правовой институт служит однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику; вообще необходимость установления принадлежности нормы к тому ...

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru