Юриспруденция » Правовые основы государственного регулирования экономических отношений

Правовые основы государственного регулирования экономических отношений

Страница 5

В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Лицензирование отдельных видов деятельности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще. Первым опытом специального регулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чем устранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса. На законодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий. Совершенствование законодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развил принципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, перечень которых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядке на основании специальных законов.

Антимонопольное законодательство. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который закрепляет свод основных правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной действующей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказывать решающее воздействие на конкуренцию в свою пользу. Указанные субъекты подлежат включению в специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. Тем самым создаются более широкие возможности для контроля за деятельностью монополиста. Соглашения, заключенные монополистом с другими субъектами, имеющие целью ограничить конкуренцию, признаются законом недействительными. Государственный контроль за реализацией Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был возложен на Антимонопольный комитет РФ - ГКАП России, который с 1998 г. упразднен, и его функции в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были переданы сначала вновь образованному Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а впоследствии в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 - Федеральной антимонопольной службе. Законом установлены достаточно широкие полномочия этого государственного органа в реализации антимонопольной политики и достаточно серьезная ответственность за нарушение хозяйствующими субъектами положений данного Закона.

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Субъектом естественной монополии в соответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений с потребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Методами регулирования являются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также:

Общие положения для исполнения
Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности" от 11 марта 1992 года и другие законы и правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного ...

Социальное обеспечение
Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других странах Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего международными соглашениями (как многосторонними, гак и двусторонними). К ним относятся Европейская конве ...

Уголовно-правовые характеристики террористического акта
Террористический акт (ст. 205 УК РФ). Текст ст. 205 УК РФ: 1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения о ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru