Юриспруденция » Государство и рыночная экономика » Модели экономического рынка

Модели экономического рынка

Страница 2

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеются достаточно свободные вход и выход.

Однако (эта черта присуща монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром, она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары и достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, и достаточно несхожие, чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара. Следовательно, теорию монополистической конкуренции можно свести к следующим положениям: фирме предоставляется возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде, так как на рынке продаются другие товары-субституты, производимые другими фирмами; свобода входа в отрасль и выхода из нее. Соответственно, в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю; в отрасль входит достаточно большое количество конкурирующих фирм, поэтому каждая фирма имеет возможность проводить собственную ценовую политику, не особо считаясь со своими конкурентами.

На практике третье условие выполняется не всегда. Например, во многих отраслях США имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют ценовую политику, вместе с тем в отрасли присутствует достаточное количество конкурентов, поэтому выделяют рыночную структуру - олигополию.

Для олигополии характерны следующие основные признаки: в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; правила свободной конкуренции не действуют; в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой неминуемо вызывает реакцию конкурентов.

Сама структура производства фирм-олигополистов предполагает способность удерживания цен в краткосрочном периоде, прогнозируя свое развитие, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Для описания действий фирм-олигополистов в долгосрочном периоде необходимо точно знать ответные реакции конкурентов на возможные изменения цен.

Как было указано, именно исследования итальянского экономиста В.Парето помогают определить роль монополии и ее влияние на ценовой механизм. Разработанный им аппарат кривых безразличия, а также приоритетная роль дифференциации продуктов на рынке позволяют более полно выяснить причины монополизации. Именно эти исследования были использованы в теории олигополии Э. Чемберлина. Невозможно оставить без внимания исследования Й.Шумпетера, автора теорий эффективной конкуренции и эффективной монополии. Возможность эффективного развития экономики Й.Шумпетер связывал с конкуренцией, под которой он понимал тип конкурентной борьбы, базирующейся на непрерывном потоке нововведений, "взламывающих" статические ситуации в экономике. Й.Шумпетер был одним из первых исследователей, кто стал оценивать производственные монополии не в порядке противопоставления их конкуренции, а в их непрерывном взаимодействии с конкуренцией, когда монополии являются составным и необходимым элементом конкурентного процесса.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие и содержание закладной
Введение в гражданский оборот новой ценной бумаги - закладной - было осуществлено сравнительно недавно.16 июля 1998 года Президент РФ подписал Закон об ипотеке, глава III которого посвящена правовому регулированию закладной. Закладная как ценная бумага введена в наше законодательство достаточно нео ...

Общая характеристика предприятия и порядок заключения трудового договора
Переход России к рыночным отношениям создал условия для образования и функционирования в предпринимательской деятельности экономических субъектов с различной организационно-правовой структурой. Наиболее распространенной формой хозяйственной организации в настоящее время является общество с ограниче ...

Понятие недействительности сделки
Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не порождает юридических последствий, т.е. не влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. Недействительная сделка является неправоме ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru