Юриспруденция » Производство по делам об обращениях граждан » Законодательное регулирование производства по делам об обращениях граждан

Законодательное регулирование производства по делам об обращениях граждан

Страница 2

Особенность современного законодательства об обращениях граждан состоит, в первую очередь, в четком определении круга субъектов, обязанных обеспечивать рассмотрение подобных обращений. К их числу в соответствии с Конституцией РФ (ст. 33) отнесены государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица этих органов. Соответственно, государственные и муниципальные учреждения, профсоюзные и другие общественные организации, как следует из ФЗ об обращениях, не включены в перечень субъектов, которые обязаны исполнять установленный порядок работы с обращениями граждан. Однако это вовсе не означает, что, к примеру, государственные или муниципальные образовательные, медицинские и иные учреждения, должностные лица этих структур, выполняющие управленческие функции, профсоюзные организации не должны рассматривать заявления и жалобы, вести прием граждан. Другое дело, что установление правил и процедур работы с обращениями граждан этими субъектами отнесено к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, которым подведомственны эти структуры и должностные лица.

Более конкретно в ФЗ об обращениях определен состав лиц, которым предоставлено право на обращение. Но в ФЗ об обращениях не раскрыто понятие "коллективное обращение", не указан порядок его подачи и рассмотрения (хотя ч. 1 ст. 2 ФЗ об обращениях дает право не только на индивидуальное, но и на коллективное обращение). Понятие "коллективное обращение" раскрывается в ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации. Например, в Законе Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ (ред. от 17.11.2011) "О рассмотрении обращений граждан" под коллективным обращением понимается "обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей". При этом порядок подачи указанного обращения также не раскрывается. Можно сделать вывод о том, что и для коллективного обращения действуют требования, предъявляемые к обращениям граждан.

Весьма важной, хотя и труднореализуемой на практике, представляется возможность взыскания с гражданина по решению суда расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления, если в нем указаны заведомо ложные сведения (п. 2 ст. 16 ФЗ об обращениях). Гражданин имеет право также на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (п. 1 ст. 16 ФЗ об обращениях).

Итак, ФЗ об обращениях восполнил длительное время существовавший пробел в правовом регулировании механизма реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Отличительная черта ФЗ об обращениях - закрепление и раскрытие понятий различных видов обращений (предложений, заявлений, жалоб), установление перечня прав гражданина при рассмотрении обращения, указание на гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением, закрепление требований, которым должно отвечать письменное обращение.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Сравнительная характеристика процедур трансграничной несостоятельности
Правовое регулирование несостоятельности в разных странах существенно отличается. Эти различия могут касаться критериев несостоятельности; круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными; процедур банкротства, применяемых к должнику; особенностей банкротства отдельных категорий должников; п ...

Механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение
В данной работе содержится анализ института социального страхования, как гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Как уже было отмечено, социальное обеспечение предполагает непосредственную помощь государства и прямое обеспечение нуждающимся ...

Исковое производство - процедура длительная и затратная
Если превентивные меры не предотвратили возникновение дебиторской задолженности, а контрагент не желает оперативно погашать долги, кредитор вынужден будет начинать процедуру принудительного взыскания. В общем виде все процедуры взыскания долгов возможно разделить на две группы: судебные и внесудебн ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru