Юриспруденция » Производство по делам об обращениях граждан » Единый порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан

Единый порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан

Страница 1

Ключевой принцип приемлемости обращения к органам государственной власти Российской Федерации закреплен в ч. 2 ст. 2 ФЗ об обращениях. Установлено, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Сформулированное положение корреспондирует ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В ФЗ об обращениях детально прописаны стадии рассмотрения обращения (см. ст. 10). Но прежде всего в ФЗ об обращениях указываются требования к письменному обращению (ст. 7).

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ об обращениях гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, обращение признается анонимным и ответ на него не дается. Также не последует ответ и в том случае, если текст обращения не поддается прочтению. При необходимости к обращению могут быть приложены материалы и документы или их копии. Следует обратить внимание на то, что гражданин не только может прилагать к обращению необходимые документы, но и обращаться с просьбой об их истребовании.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном ФЗ об обращениях. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Предусмотрен порядок направления и регистрации поступивших обращений, а также их переадресации в случае, если они относятся к компетенции другого органа (лица) (ст. 8 ФЗ об обращениях). Следует обратить внимание на то, что запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В таком случае жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 ФЗ об обращениях;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Кроме того, Законом урегулирован порядок рассмотрения обращений, содержащих оскорбительные выражения, не поддающихся прочтению, обжалующих судебные решения, требующих разглашения сведений, содержащих охраняемую законом тайну, и некоторых других. Все недопустимые обращения влекут те или иные формы государственного реагирования. Недопустимое обращение причиняет или потенциально способно причинить вред правам и интересам других лиц. Недопустимые обращения лиц к органам государственной власти можно классифицировать на виновные и невиновные. Невиновные обращения - это недопустимые обращения, не подлежащие рассмотрению по Закону, однако предпринятые заявителем при отсутствии умысла причинения вреда другим лицам. Недопустимость таких обращений связана с юридической неграмотностью или неосведомленностью заявителя либо с проявленной им небрежностью. Виновные недопустимые обращения представляют собой нарушение принципа непричинения вреда другим лицам реализацией принадлежащего заявителю права.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Классификация недействительных сделок
Согласно, ГК РФ под недействительностью сделки понимается ненаступление в силу закона тех юридических последствий, которые стороны желали вызвать своими действиями при заключении сделки. Недействительная сделка недействительна с момента ее совершения. В литературе обсуждается вопрос о том, можно ли ...

Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
В области трудовых отношений в законодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преиму ...

Зарубежное законодательство в сфере жестокого обращения с животными
В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к борьбе за права животных – один из показателей цивилизованности общества. Первые из известных законодательных актов, защищающих животных от жестокости, были выпущены в Японии в конце XVII века. Указы японского правителя з ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru