Юриспруденция » Проблемы уголовного законодательства в вопросах системы наказания в России » Основные исторические тенденции развития и совершенствования института наказаний в уголовном праве России

Основные исторические тенденции развития и совершенствования института наказаний в уголовном праве России

Страница 5

В период между февральской и Октябрьской революцией 1917 года, согласно постановлению «О согласовании Свода законов с издаваемым Временным правительством постановлениями» применению подлежали уголовные законы дореволюционного периода: Уложения 1845 и 1903 годов. Одновременно с постановлениями Временного правительства вводились и новые уголовно-правовые нормы: была введена уголовная ответственность «за призыв к гражданской войне», сделанные в печати, отменена смертная казнь (позже вновь введенная, но лишь для военнослужащих). Распространение получила внесудебная уголовная репрессия.

После Октябрьской революции 1917 года, повлекшей коренные изменения в государственном и общественном устройстве России, изменился и подход к средствам борьбы с преступностью. Крушение старой государственно-правовой системы, превращение марксистко-ленинской идеологии в господствующую – обусловили новое отношение к характеру мер борьбы с общественно опасными посягательствами, изменение во взглядах на содержание и цели уголовного наказания. Идеологический и политический монополизм Коммунистической партии, гипертрофированный классовый подход ко всем социальным явлениям обусловили известные ныне многие негативные тенденции в государственно-правовом строительстве. Вместе с тем, многие изменения в сфере уголовного права носили прогрессивный характер. Основным методом государственного управления провозглашалось не принуждение, а убеждение и воспитание, принуждению отводилось второстепенная роль. В декретах Советской власти находили выражения новые, социалистические принципы ее уголовной политики: классовый характер, демократизм, гуманизм, законность, примат превенции над репрессией, дифференциация и индивидуализация ответственности, провозглашался отказ от целей устрашения и возмездия, от неопределенных приговоров, от мучительных, позорящих и унижающих человеческое достоинство наказаний. Законодателем и правоприменительными органами уже с первых шагов Советской власти широко использовалось указание В.И. Ленина о необходимости разнообразить приемы и средства борьбы с преступностью. Декретами и постановлениями, устанавливавшими ответственность за отдельные виды преступлений, предусматривались различные виды наказаний: лишение свободы, конфискация имущества, штраф, право поражения и др. На практике применялись и наказания, вызванные к жизни правосознанием трудящихся: общественное порицание, принудительные работы без содержания под стражей, запрещение выступать на собраниях, возложение обязанности пройти курс полит грамотности, лишение общественного доверия и др. Эти изменения были не всегда последовательны, порой они были противоречивы и декларативны, но все же они имели важное значение для дальнейшего совершенствования уголовного права.

В послереволюционный период развитие уголовного права происходило с учетом отказа от сложившейся системы наказаний и предоставления судам права самим устанавливать те или иные виды наказаний. Революционное правотворчество, которое позволяло устанавливать меры уголовно-правового воздействия на основе «революционного правосознания», привело к тому, что на практике стали применяться многочисленные виды наказаний, содержание которых было весьма далеко от исконных признаков уголовного наказания и целей его применения (например, объявления судом замечания или выговора, объявление врагом народа, объявление вне закона). Однако постепенно судебная практика в основном судебная практика в основном сосредоточилась на использовании в борьбе с преступностью традиционных, проверенных временем видов наказаний – лишения свободы, штрафа, конфискация имущества, условного осуждения, лишения тех или иных прав. Многими нормативными актами предписывалось с необходимых случаях применять одновременно несколько различных мер наказания за совершение преступления. Так, согласно Инструкции ЦКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале», за растрату хлебных запасов на самогон полагалось не менее десяти лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Декретом от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» за это преступление устанавливалось наказание в виде лишения свободы не менее десяти лет в соединении с принудительными работами и конфискацией всего имущества или в виде лишения свободы на срок не ниже пяти лет в соединении с принудительными работами и конфискацией всего или части имущества. В качестве дополнительных наказаний за наиболее опасные преступления предусматривались также штраф, лишение права занимать общественные должности, лишение всех или нескольких гражданских прав.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах
За нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но и налоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), а также административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). ...

Общая характеристика метода убеждения в государственном и муниципальном управлении
Для понимания особенностей реализации метода убеждения на региональном уровне необходимо рассмотреть его сущность в целом. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления, что предпола ...

Двойное гражданство
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случ ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru