Юриспруденция » Проблемы уголовного законодательства в вопросах системы наказания в России » Проблема формализации системы наказания в уголовном праве России

Проблема формализации системы наказания в уголовном праве России

Страница 2

Вторая проблема состоит в том, что часть наказаний не имеет единиц измерений (количественной меры). К таковым относятся: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Все перечисленные наказания относятся к исключительным. При этом допускается полемичность вопроса об исключительной сущности первых двух названных наказаний. Однако для рассматриваемого нами вопроса этот вопрос не принципиален, т.к. для нас важна не исключительная сущность кары, а исключительность порядка назначения того или иного вида наказания. В исключительности же порядка назначения всех трех наказаний сомнений быть не может – все они назначаются при наличии строго определенных (исключительных) условий (ст. 48, 57, 59 УК РФ). Допуская существование споров по вопросу отнесения трех названных наказаний к разряду исключительных, сразу же оговоримся, что возможен вариант их наименований, например, особыми или специальными наказаниями. В таком случае законодательно используемый термин «исключительное наказание» остается только за смертной казнью. В любом случае, применение данных видов наказания связано. Прежде всего, с установлением наличия в деле конкретных исключительных обстоятельств (качества опасности), нежели с выявлением определенной количественной меры опасности преступного поведения. Это означает, что метрическое соизмерение данных наказаний между собой и с другими видами наказания не требуется. Именно в этом и будет заключаться исключительный порядок их назначения (для соизмерения опасности преступного поведения и строгости данных наказаний необходимо использовать прием качественного сопоставления).

Третья проблема выражается в том, что относительно отдельных видов наказания в уголовном законе не содержится каких-либо правил их отношения с эталоном строгости уголовного наказания – лишением свободы на определенный срок. Если проанализировать, то мы увидим, что пропорции отсутствуют относительно, во-первых, исключительных видов наказаний, во-вторых, штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Как было показано выше, для исключительных видов наказания подобные пропорции вообще не требуются, тогда, как относительно двух последних наказаний пропорции законом не предусмотрены, хотя в силу срочно-размерного характера данных наказаний установить таковые вполне в силу.

Определенные предпосылки к установлению соотносимости штрафа с исправительными работами мы находим в ст. 6 ФЗ «О введении в действие в Уголовный кодекс Российской Федерации», которая устанавливает правило, согласно которому лицам, осужденным к наказанию в виде исправительных работ, назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержанию в доход государства.

Отправной точкой может служить заработная плата (доход) осужденного. Если исходить из ежемесячных максимальных 25% вычетов, то штраф, в размере, например, месячного дохода (одной заработной платы) будет равен пяти месяцем исправительных работ, необходимых для удержания данной суммы. Можно допустить, что подобная пропорция с помощью корректирующих коэффициентов может быть определенным образом изменена, однако принципиально важна именно возможность установления таковой, а не ее фактическое значение. Следует предположить, что допустима следующая пропорция: штраф в размере месячного дохода (одной заработной платы) равен 15 дням лишения свободы или 45 дням исправительных работ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие и виды сроков исковой давности
Понятие "сроки" непосредственно связано с объективным фактором времени. И означает субъективные правила исчисления: начало, конец либо промежуток времени. Поэтому в принципе сроки - понятие юридическое, т.е. это истечение определенного промежутка времени, наступление определенных дат. И р ...

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами произво ...

Хозяйственный процесс
Законная сила решения хозяйственного суда. Определение хозяйственного суда первой инстанции, их содержание, виды, порядок вступления в законную силу. Частное определение хозяйственного суда. При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение. Решение хозяйственног ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru