Юриспруденция » Проблемы уголовного законодательства в вопросах системы наказания в России » Проблема правового регулирования назначения дополнительных наказаний в уголовном праве России

Проблема правового регулирования назначения дополнительных наказаний в уголовном праве России

Страница 1

Действующее уголовное законодательство РФ предоставляет судам достаточно широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к назначению наказания. Наказание может достигнуть поставленных перед ним целей лишь тогда, когда оно максимально индивидуализировано, т.е. в наибольшей степени приспособлено к особенностям конкретного преступления и совершившего его лица. Именно в индивидуальном подходе к назначению наказания фокусируется социальная адекватность и значимость уголовного законодательства в целом.

Одним из важнейших средств индивидуализации наказания является возможность назначения лицу, совершившему преступление, одновременно с основным и дополнительного наказания. Постоянный научный интерес к институту наказания, активизация законотворческих процессов последних лет способствовали устранению пробелов, в частности, детальной регламентации порядка назначения отдельных видов уголовного наказания. В то же время реформирование уголовного законодательства привело к сокращению числа применяемых наказаний, причем как основных, так и дополнительных его видов, соответственно изменилась и структура самой системы. Более того, систему дополнительных наказаний едва ли можно назвать «множеством элементов», особенно если учесть, что лишь один вид наказания применяется только в качестве дополнительного. Специфика правового регулирования назначения дополнительных наказаний проявляется на основе сравнительного и систематического анализа общих начал назначения наказания и специальных правил назначения наказаний, установленных положениями УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Однако данное положение неприменимо в случае назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в качестве дополнительного наказания оно может назначаться и в случае, когда его назначение не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление (ч. 3 ст. 47 УК РФ). Кроме того, без указания на санкции статьи Особенной части УК РФ назначается наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Учет смягчающих и отягчающих обстоятельств применительно к назначению дополнительных наказаний заключается в следующем: наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств делает более предпочтительным их назначение.

Специальные правила назначения дополнительных наказаний регламентируются нормами главы 10 УК РФ «Назначение наказания» и положениями других глав УК РФ. При этом некоторые положения норм данной главы регулируют лишь порядок назначения дополнительных наказаний (ч. 4 ст. 69, ч. 5 ст. 70, ч. 2 ст. 71, ч. 4 ст. 73 УК РФ), ряд норм определяет порядок назначения как основных, так и дополнительных наказаний (ст. 62, ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 68, ч. 1,2 с. 88 и ст. 89 УК РФ).

Применительно к отдельным видам дополнительных наказаний порядок назначения определяется нормами, в которых раскрывается их содержание и условие применения. Так, правила назначения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ) и лишение специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) по усмотрению суда, без указания о том в соответствующей статье Особенной части УК РФ, имеют специальный характер. Речь идет об одном из немногих случаев, когда законодатель допускает возможность выйти суду при назначении наказания за максимальный предел санкции статьи Особенной части УК РФ.

Положение ч. 1 ст. 65 УК РФ, устанавливающей обязанность суда при назначении наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, не превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, по своему содержанию сходно с соответствующими положениями статьи 62 УК РФ, Следовательно, при назначении наказания на основании ч. 1 ст. 65 УК РФ данная норма должна и распространяться и на дополнительное наказание. Аналогичным образом сконструированы части 2 и 3 ст. 66 УК РФ, регламентирующей порядок назначения наказания за неоконченное преступление. При этом следует уточнить, что в этой норме дифференцированы пределы назначения наказания в зависимости от стадии неоконченного преступления. Так, срок и размер наказания за приготовление к преступлению ограничен половиной максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК РФ за оконченное преступление (ч. 2 ст. 66 УК). За покушение на преступление срок или размер наказания не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строго вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК РФ за оконченное преступление.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Труд осужденных в местах лишения свободы и его значение
Труд осужденных, как подчеркивалось в предыдущем изложении, законодатель относит к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в ч.2 ст.9 УИК РФ. Труд есть необходимость, его цель – утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. И в прежние ...

Постановления судебного пристава исполнителя
Особого внимания заслуживают такие исполнительные документы как постановления судебного пристава-исполнителя. Исполнительным документом может быть не каждое его постановление, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также с лиц, не являющихся ...

Условия возникновения обязательств из причинения вреда
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данное право конкретизирует ст.16 ГК РФ, устанавливающая, что убытки, причиненные гражданину или юр ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru