Юриспруденция » Унитаризм в соответствии с Основным законом Республики Казахстан » Становление казахстанского унитаризма и его принципы

Становление казахстанского унитаризма и его принципы

Страница 4

Конституционный Совет также не относится ни к одной из ветвей государственной власти. В какой-то степени Конституционный Совет стоит ближе к судебной власти, однако эта близость ограничивается внешним сходством конституционного производства с судебным производством. Несмотря на это в унитарных государственно-правовых отношениях, возникающих между Конституционным Советом и Президентом, так же используется система сдержек и противовесов. То же самое можно сказать и об отношениях между Конституционным Советом и Парламентом, между Конституционным Советом и Правительством. Цель ее использования – недопущение нарушения Конституции.

Унитарные государственно-правовые отношения складываются между некоторыми высшими органами государственной власти и местными органами государства, которые не объединены в единую систему. Унитарные организационно-правовые отношения складываются между Президентом РК и местными исполнительными органами. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом РК по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определенном Президентом РК. Все изложенное показывает, что Конституция предусматривает прямые унитарные отношения между Президентом и руководителями местных исполнительных органов, основанных на принципе – подчинение, хотя Президент не является высшим представителем исполнительной власти, а местные исполнительные органы являются звеньями единой системы исполнительных органов. В то же время первые руководители местных исполнительных органов обладают двояким статусом: являются представителями и Президента и Правительства. Однако власть Президента над акимами является приоритетной по сравнению с властью Правительства, что подтверждается еще и правом Президента освобождать акимов по своему усмотрению. В соответствии с Законом РК "О государственной службе" от 23 февраля 1999 г. акимы считаются политическими государственными служащими [10].

Унитарные государственно-правовые отношения неиерархического порядка могут возникать между Парламентом и местными представительными органами – маслихатами. Сенат вправе досрочно прекратить полномочия местных представительных органов в соответствии с законодательством.

Наиболее ярко унитарные государственно-правовые отношения складываются между высшими органами и местными органами государственной власти, составляющими в организационном отношении единую систему. В соответствии с Конституцией РК Правительство возглавляет единую систему исполнительных органов, в которую входят центральные исполнительные органы, местные исполнительные органы. Унитарные государственно-правовые отношения между высшими (центральными) органами и местными органами государственной власти, входящими в единую систему органов исполнительной власти, характеризуются следующими признаками:

1. Вертикальностью;

2. Иерархичностью;

3. Разграничением полномочий;

4. Ответственностью нижестоящих перед вышестоящими.

Вертикальность выражается в наличии высшего, среднего и низшего звеньев в органах исполнительной власти. Иерархия выражается в подчинении нижестоящего органа вышестоящему, в выполнении решений вышестоящих органов нижестоящим. Разграничение полномочий обусловлено унитарной формой устройства, административно-территориальной организацией, максимальным использованием возможностей различных звеньев органов исполнительной власти для решения общегосударственных и местных проблем.

В основных чертах указанные задачи решены в Конституции РК. В ней дается разграничение предметов ведения и полномочий Правительства и местных исполнительных органов. Их полномочия конкретизированы в Конституционном законе РК "О Правительстве РК" и Законе РК "О местном государственном управлении в РК" [11]. В унитарном государстве Казахстан система высших и местных органов государственной власти отличается своеобразием. Парламент является, как отмечено в Конституции, высшим представительным органом. Этим лишь подчеркивается, что функционируют еще местные представительные органы – маслихаты. Но эти представительные органы двух уровней не представляют единую систему представительных органов, как это было в советскую эпоху, когда советы всех звеньев, начиная с аульного (сельского) совета до Верховного Совета СССР, составляли единую систему Советов [12; 27]. Парламент в отношении маслихатов не имеет каких-либо властных полномочий, кроме досрочного прекращения полномочий маслихата в двух случаях: неоднократного нарушения Конституции, законов РК, выразившегося в принятии решений, признанных в судебном порядке незаконными; если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы. Таким полномочием Сенат Парламента наделен только в силу того, что никакой другой орган, по мысли законодателя, не может распустить местный представительный орган, кроме высшего представительного органа, Сената Парламента. Так как Сенат составляют депутаты, избранных на заседаниях местных представительных органов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Виды административных правонарушений
Несмотря на то, что правонарушения имеют ряд определенных важных одинаковых черт, по своей природе и иным критериям правонарушения отличаются друг от друга. Данный факт обуславливается тем, что все общественные отношения, которые лежат в основе всего и подвергаются неправомерному влиянию извне, так ...

Правовые средства антимонопольного регулирования
Ответственность за нарушение законодательства в области монополии и конкуренции Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их зак ...

Законодательство о хищении в ХХ веке
Анализ первых законов советской власти, направленных на борьбу с посягательствами на социалистическую собственность, свидетельствует о том, что хищения социалистического имущества относились к тяжким преступлениям. Имущественные преступления предполагают строгую дифференциацию ответственности в зав ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru