Юриспруденция » Унитаризм в соответствии с Основным законом Республики Казахстан » Становление казахстанского унитаризма и его принципы

Становление казахстанского унитаризма и его принципы

Страница 5

Единую систему органов государственной власти составляют исполнительные органы. В силу этого законодательно разграничиваются полномочия между высшим исполнительным органом, центральными органами и местными исполнительными органами. Центральные исполнительные органы построены на отраслевом и функциональном принципах, и определенная их часть имеет подразделения в местных исполнительных органах. Эти центральные органы со своими местными подразделениями составляют подсистему исполнительной власти.

Одной из особенностей административно-территориального устройства Казахстана является традиционного деление на равноправные административные единицы. В соответствии с законодательством все районные, городские и областные акиматы независимо от экономического потенциала, количества населения и территории наделены одинаковыми полномочиями. Вероятно, в условиях унитарного устройства такое положение возможно и правильно. Вместе с тем здесь есть проблемы, связанные с различиями административно-территориальных образований в экономическом, этническом, культурном, социальном, географическом отношениях.

Важным принципом казахстанского унитаризма является единство внутреннего и внешнего суверенитета. В федеративном государстве суверенитет делится на внутренний и внешний. В СССР союзные республики считались формально суверенными государствами. В Конституции КазССР 1978 г. провозглашалось, что государство Казахстан является суверенным государством. Это выражалось в организационном плане в существовании иностранных дел Казахской ССР, а в правовом плане – в наличии формального права выступать как субъект международных отношений. Фактически о изменилось после распада СССР.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ обладают элементом учредительного характера. Каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики [13; 278]. И в унитарном государстве могут быть республики, обладающие определенным суверенитетом, например Республика Узбекистан.

Другим принципом казахстанского унитаризма является единая конституционная и общая законность. Наличие одной Конституции РК обуславливает единство конституционной и общей законности. Это означает, что на всей территории действует единая Конституция, нормы, положения которой являются обязательными для всех государственных органов.

Следующим принципом казахстанского унитаризма является формирование единой национальной правовой системы. Это единство заложено в самой Конституции, в которой дается определение действующего права. Действующим правом в РК являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики (ст. 4 Конституции РК).

Одним из принципов казахстанского унитаризм является признание единого гражданства. Это обусловлено отсутствием автономной части со своим гражданством. Единое гражданство означает также непризнание двойного гражданства. Это не принцип только унитарного государства. Двойное гражданство имеет политическую и личностную основу:

1) Социальную основу государства должны составлять его граждане. Если государство признает двойное гражданство, то это представляет угрозу для его суверенитета, независимости;

2) В личностном плане двойное гражданство ведет к неравенству между людьми, к неустойчивости в отношениях между собой и государством.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также:

Политико-культурная составляющая государственного управления стран Северной Европы
В Северной Европе понятие «человек» употребляется именно в качестве абстрактной категории, которая является критерием эффективности управления социально-политическим процессом. Построение социальной модели включает выработку шкалы предпочтений человека, и того вероятного набора действий в политике, ...

Основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий
Антикризисное управление базируется на системных технологических схемах управления, но, естественно, существует определенная специфика, отражающаяся в его технологиях. Значительное воздействие оказывают факторы дефицита времени, конфликтности интересов, снижения управляемости, сложного переплетения ...

История государства и права
В XV в. Церковь стремилась определить свое место в процессе объединения русских земель и становления централизованного государства. Обсуждался вопрос о соотношении духовной и светской властей, об экономических основаниях церковной иерархии. Внутри самой Церкви выявились две противоположные идеологи ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru