Юриспруденция » Унитаризм в соответствии с Основным законом Республики Казахстан » Парламент, особенности его организации и деятельности

Парламент, особенности его организации и деятельности

Страница 1

Парламент Республики Казахстан пришел на смену однозвенному высшему органу государственной власти, который назывался Верховный Совет. Верховный Совет как высший представительный и законодательный орган был учрежден Конституцией Казахской ССР 1937 г. Конституция Казахской ССР 1978 г. также признала Верховный Совет высшим органом государственной власти [34; 119]. В советском государстве был признан принцип верховенства Верховного Совета. Основываясь на этом принципе, Верховный Совет Казахской ССР был наделен правомочием решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР к ведению республики. Иначе говоря, Верховный Совет Казахской ССР имел право решать все вопросы государственной жизни республики. В этом и заключалась сущность единовластия представительного органа. На самом деле Верховный Совет был лишь бутафорным органом. Фактически все вопросы, подлежащие рассмотрению Верховного Совета Казахской ССР, решались на уровне Верховного Совета СССР на основе директив ЦК КПСС. В Казахстане такую роль играл ЦК Компартии Казахстана. Верховный Совет Казахской ССР не был подлинным Парламентом, во-первых, в силу непринятия принципа разделения государственной власти на ветви, во-вторых, в силу подчиненного положения Верховному Совету СССР. Разумеется, такая характеристика Верховного Совета Казахской ССР не означает полного отрицания его роли в государственном строительстве. То было другое государство, и из-за того, что Казахская ССР была частью союзного государства, ее законодательный орган мог быть таким, и не больше.

Депутаты выбирались только по спискам, составленным ЦК Компартии Казахстана, при этом никакого значения не имела их способность к законодательной деятельности.

С распадом СССР и образованием суверенного Казахстана одним из актуальных вопросов стал вопрос о создании парламента. Закон о государственной независимости Республики Казахстан провозгласил принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этим был сделан первый серьезный шаг для создания подлинно законодательного органа и парламентаризма.

В процессе разработки проекта Конституции Республики Казахстан обсуждались различные варианты создания законодательного органа. Разработчики проекта предлагали различные варианты:

1) создать однопалатный законодательный орган по образцу Верховного Совета. Такую позицию обосновывали тем, что Республики Казахстан является унитарным государством и однопалатный орган упростит и ускорит процесс законотворческой работы;

2) создать двухпалатный законодательный орган по образцу западных государств. При этом предлагались различные варианты [35; 120].

Победила позиция депутатов, полагавших, что в унитарном государстве Казахстан должен быть однопалатный законодательный орган. Конституция Республики Казахстан, принятая Верховным Советом 28 января 1993 г., признала Верховный Совет единственным законодательным и высшим представительным органом страны. Конституция Республики Казахстан, по образцу Конституции Казахской ССР 1978 г., наделили Верховный Совет широкими полномочиями, что сводило почти на нет принцип разделения государственной власти на ветви. К тому же Конституция не предусматривала систему сдержек и противовесов. По существу Конституция 1993 г. ориентировала общество на создание парламентарной республики в Казахстане с ограниченными правами Президента. Таким образом, Конституция заложила противоречивую правовую базу организации государственной власти в Казахстане.

Конституция Республики Казахстан 1995 г. уже иначе подошла к конструированию законодательного органа, исходя из того, что если в унитарном государстве Казахстан, как и во многих других унитарных государствах, можно создать двухпалатный парламент, то структура парламента не обязательно должна быть обусловлена формой государственного устройства. Выбор той или иной структуры парламента обусловлен в значительной степени субъективным фактором, подходом и, по всей видимости, стремлением, желанием наиболее плодотворно, эффективно обеспечить законодательную деятельность парламента.

Конституция Республики Казахстан 1995 г. характеризует Парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, и в этом своем качестве Парламент Республики Казахстан является органом представительной демократии. Признание Парламента высшим представительным органом означает, что есть еще местные представительные органы – маслихаты. Однако Парламент и маслихаты не составляют единую систему представительных органов, как это было в советском государстве. Это примечательно.

Парламент Республики Казахстан – не только высший представительный орган, он является также органом, осуществляющим законодательные функции [36]. Именно этот статус не позволяет Парламенту стать вышестоящим органом в отношении местных представительных органов. Но это не означает, что в структуре Парламента нет элементов единой системы представительных органов власти. Так, Сенат состоит из депутатов, избранных на сессиях маслихатов. Это обстоятельство в какой-то мере не может не влиять на деятельность Сената Парламента. В унитарном государстве в отношении отдельных административно-территориальных частях имеются свои особые запросы, интересы, которые должны быть представлены депутатами Парламента в процессе законотворческой деятельности. Вместе с тем надо отметить, что Сенат Парламента – это орган, выражающий интересы всей Республики.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Изменение, приостановление и прекращение действия актов государственного управления
Изменить, приостановить или прекратить действие можно как акта в целом, так отдельных его частей. Для внесения изменений требуется принятие нового решения, как правило, тем же органом, который принял акт в старой редакции. Приостановление действия акта возможно как путем издания специального решени ...

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
Каков порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги? Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: 1) у н ...

Доказательство в споре
Во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное. Не забывайте различия между соображением, касающимся существа спора, и аргументацией, направленной на человеческое, нравственное. Остерегайтесь так называемых обоюдоострых доводов. Не доказывайте очевидного. Если вам у ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru