Юриспруденция » Унитаризм в соответствии с Основным законом Республики Казахстан » Судебная система Республики Казахстан

Судебная система Республики Казахстан

Страница 3

Коррективы в Закон "О судебной системе и статусе судей" являются очередным этапом судебной реформы, которая получила старт в мае 2007 года после внесения соответствующих поправок в Конституцию. И они преследуют главную цель — добиться внедрения оптимальной организационной структуры, более приближенной к населению и позволяющей в полном объеме осуществлять эффективное правосудие.

В результате предполагаемого упрощения планируется образовать трехзвенную или, если угодно, трехступенчатую систему правосудия. На нижней ступени — суды первой инстанции (районные и приравненные к ним), затем апелляционной и кассационной (областные суды и приравненные к ним), ну и, наконец, Верховный суд. Последний станет выполнять исключительно роль высшего судебного органа, осуществляющего надзор за деятельностью местных и других судов. Надзорная коллегия, коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда будут преобразованы в надзорную судебную коллегию по гражданским и административным делам, коллегию по уголовным делам. На областном уровне упраздняется надзорная коллегия, а коллегии по гражданским и уголовным делам преобразовываются в апелляционные и кассационные судебные коллегии.

Суть предлагаемых поправок также состоит в том, что статус первой инстанции остается только у районных, городских, межрайонных административных и экономических судов, которые займутся рассмотрением основной массы гражданских, административных и уголовных дел. Сегодня же эту роль, заметим, выполняют и Верховный суд, и областные суды, выступая порой одновременно в совершенно разных ролях.

Судами первой инстанции будут считаться только районные и приравненные к ним суды. А значит, начнет работу более близкая к населению судебная система.

В том числе в географическом аспекте. Отпадает необходимость выезжать в областные центры или Астану для подачи иска в Верховный или областные суды как суды первой инстанции.

К тому же система сократит многократные пересмотры судебных актов, поскольку акты, выносимые областными судами, будут окончательными с точки зрения вступления их в законную силу.

Таким образом, сократится количество судебных инстанций, которые необходимо пройти в процессе обжалования дела.

Что касается качества судопроизводства, то предполагаемая специализация судов лишь повысит качество рассмотрения дел, усиливая гарантии по защите прав и свобод граждан. К слову, наряду с межрайонными экономическими и административными судами в Казахстане предлагается ввести также межрайонные суды по уголовным делам.

В Республике Казахстан с начала 90-х годов прошлого столетия произошли серьезные трансформации в системе государственных органов. Одним из важных условий реализации государством своих функций является формирование эффективной структуры государственных органов и соответствующего аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Поэтому с обретением независимости Казахстан приступил к качественному реформированию всей системы государственных органов и системы их взаимоотношений. Прежде всего, отказались от командно-административной системы управления и провели масштабные структурные преобразования.

Конституция РК определила правовую основу казахстанского унитаризма. Принципиальное значение имеют положения Конституции, которые закрепляют принципы унитарного устройства государства. К этим принципам относятся:

1. Территориальная целостность, ее единство;

2. Единство системы органов государственной власти;

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между высшими органами государственной власти и местными органами государственной власти;

4. Единство внутреннего и внешнего суверенитета;

5. Единая конституционная и общая законность;

6. Единая правовая система;

7. Единое гражданство.

Территориальная целостность основана на исторических фактах, поэтому не соответствуют действительности суждения о "случайности" образования территории Казахстана. Территориальную целостность следует рассматривать с точки зрения четырех аспектов:

5) Как единое политическое и правовое пространство;

6) Как единое этническое пространство;

7) Как единое экономическое пространство;

8) Как единое культурное пространство.

Унитарные отношения в государстве Казахстан имеют своеобразные проявления и складываются как между высшими органами государственной власти, так и между ними и местными органами государственной власти. Следовательно, можно говорить о горизонтальных, а также вертикальных унитарных государственно-правовых отношениях.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Последствия аграрной реформы
В то же время далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте; от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены были вернуться в родные места. Сказывались недостаточная финансовая поддержка государства, отсутствие дорог, отдаленность районов, плохая адаптация к новым климатическим условиям, не ...

Историко-материалистическая теория
Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма – труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, су ...

Понятие субъектов инвестиционной деятельности
Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционного права, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего – отношений гражданско-прав ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru