Юриспруденция » Прокурорская этика

Прокурорская этика

Страница 7

Право на принесение протеста в порядке надзора предоставлено:

- Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за ис­ключением постановлений Президиума Верховного Суда;

- прокурорам областей, города Минска и приравненным к ним проку­рорам - на решения, определения районных (городских) судов и кас­сационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;

- Белорусскому военному прокурору - на решения и определения меж­гарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опро­тестованы в кассационном порядке.

Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, пра­вомочному это сделать. Предметом надзорного опротестования могут быть решения, опреде­ления суда первой инстанции, а также определения суда кассационной инстанции, а также постановления президиумов областных, Минского го­родского судов.

ГПК предоставляет прокурорам право истребовать из суда граждан­ское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что граждан­ское дело может быть истребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом для истребования может быть жалоба сторон, треть­их лиц, результаты проверки деятельности суда, а также усмотрение само­го прокурора. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесении протеста или отказе в прине­сении протеста. Следует отметить, что процессуальное законодательство не в полной мере регулирует взаимоотношения суда и прокурора при осуществлении прокурором деятельности по надзору за соответствием закону вступивших в законную силу судебных постановлений. Так, предоставляя прокурору, право в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законную силу, закон не содержит нормы, обязывающей суд выслать требуемое дело. Не установлен и срок, в течение которого суд должен ответить на запрос прокурора или другого уполномоченного должностного лица либо выслать дело. Это обстоятельство может приводить к ущемлению прав физических и юридических лиц. Несовершенной и ущемляющей права прокуратуры является норма, указывающая, в каких случаях прокурор может истребовать из суда дело. Согласно ст. 441 ГПК соответствующие должностные лица, как органов про­куратуры, так и судов имеют право истребовать из судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Буквальное толкование этой правовой нормы означает, что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда не могут быть истребованы. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в действующем ГПК таким образом, чтобы предусмотреть пра­во прокурора истребовать из суда любое дело или категорию дел, по кото­рым решение, определение, постановление вступили в законную силу. Неудачной является редакция ст. 441 ГПК и в части предоставления права истребования дела только тем должностным лицам органов проку­ратуры и суда, которые вправе принести надзорный протест, а также рай­онным (городским) и межрайонным прокурорам. Практика требует со­вершенствования данной нормы. Во-первых, руководители органов про­куратуры и суда, т.е. лица, которым предоставлено право принесения над­зорного протеста, как правило, выражают свою волю (в том числе и об истребовании дел) в резолюциях при рассмотрении поводов для проверки дела (жалоб, заявлений, представлений). Во-вторых, в этой норме делается исключение для районных (городских), межрайонных прокуроров при истребовании дел, хотя права надзорного опротестования они не имеют. Таким образом, должностные лица органов прокуратуры, непосредствен­но проверяющие гражданские дела в порядке надзора (прокуроры и на­чальники отделов вышестоящих прокуратур), ставятся в неравное поло­жение с прокурорами районов (городов), межрайонными прокурорами, которые также могут только проверить дело и поставить вопрос перед вышестоящим прокурором об опротестовании судебных актов в порядке надзора. Кроме того, у должностных лиц органов прокуратуры и вышестоящих судов может возникнуть необходимость ознакомиться с делом (категорией дел) непосредственно в суде. Действующий закон такой возможности не предусматривает, а предоставляет лишь право истребовать дело из суда.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Политические партии и государственное управление
Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лиц ...

Приобретательная давность
К числу первоначальных оснований приобретения права собственности следует также отнести приобретательную давность, т. е. срок владения вещью, по истечению которого приобретается право собственности (ст.234 ГК РФ). Важно отметить, что, с одной стороны, согласно п.2 ст.225 ГК применение правил о прио ...

Законодательное регулирование производства по делам об обращениях граждан
Впервые право граждан на обращение закреплялось в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., что было важным шагом в развитии данного института. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, вплоть до 2 ноября 2006 г. был Указ Президиума Верхо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru