Юриспруденция » Контроль ОВД за правилами оборота оружия в РФ » Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Страница 1

Понятие «лицензирование» является распространенным и часто употребляемым в российском законодательстве и юридической науке. Однако что такое лицензирование – вопрос далеко не очевидный. Не вызывает сомнений только то обстоятельство, что лицензирование – это разрешение на то или иное действие.

Продолжительное время и в законодательстве не было четкого определения понятия «лицензирование». В некоторых нормативных актах лицензирование отнесено к функции государственной власти, в других лицензирование включают в перечень обязанностей государственных органов. Часто термин «лицензирование» подменяют выражением «выдача государственного документа на право заниматься определенными видами деятельности (лицензии)». В настоящий момент ФЗ РФ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Надо отметить, что представление о лицензировании как о мероприятиях не устраивает многих правоведов. Причиной тому является то обстоятельство, что под мероприятиями в русском языке понимают скорее разовые действия, нежели непрерывную целенаправленную деятельность, в то время как лицензирование – это, бесспорно, обусловленная определенной управленческой целью деятельность лицензирующих органов. В связи с существующей неопределенностью трактовки понятия лицензирования в действующем законодательстве для определения понятия необходимо разобраться в правовой природе лицензирования.

В правовой доктрине существуют различные представления о сущности лицензирования. Большинство ученых соглашаются с тем, что в основе правовой природы лицензирования лежит мера, способ, метод, форма государственного управления. Так, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов рассматривают лицензирование как один из видов правовых форм управления, поскольку лицензирование оформляется и осуществляется на основе правового акта (лицензии), в связи с принятием которого возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти. Д.В. Осинцев, рассматривая лицензионно-разрешительную систему в широком смысле, считает, что это «особый вид административной деятельности, направленной на государственное подтверждение квалификации и профессиональных качеств отдельных субъектов, предоставления им специальных правовых статусов (специальной правоспособности или отдельных прав), позволяющих заниматься деятельностью (совершать действия), которая требует высокого профессионализма и квалификации субъекта-исполнителя или является исключительной в сравнении с общими требованиями административно-правовых режимов».

Как форма исполнительно-распорядительной деятельности лицензионно-разрешительная система осуществляется многими органами управления (здравоохранения, рыболовства, связи и т.д.), а также инспекциями, комиссиями. Среди них, согласно действующему законодательству, важная роль принадлежит милиции общественной безопасности, на которую возложена обязанность обеспечивать установленный порядок обращения с предметами, веществами, бесконтрольное владение и пользование которыми может нанести вред органам и объединениям различных форм собственности, гражданам и в целом государству. Исходя из этого, можно сделать вывод, что выдача лицензий на совершение определенных действий с предметами, веществами и другими объектами и контроль за соблюдением установленных правил обращения с ними составляют сущность лицензионно-разрешительной системы.

Ученые-правоведы рассматривают лицензионно-разрешительную систему в широком и узком смысле. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимают закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязанность получения от уполномоченных государственных органов разрешений (лицензий) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, организациями либо отдельными гражданами. В практике лицензионно-разрешительная система является объектом управляющего воздействия уполномоченных государственных органов. В пределах рассматриваемого понятия выделяются более ограниченные и специфические категории: лицензия, разрешение, определенные действия, предметы, вещества. Исходя из такого понимания лицензионно-разрешительная система представляется как определенная совокупность общественных отношений, складывающаяся вследствие реализации господствующих в обществе правовых норм. Лицензионно-разрешительная система в узком смысле определяется как особая область волевых межличностных отношений между органами внутренних дел (милиции) и субъектами и направлена на обеспечение элементарных условий проживания и нормального функционирования всех учреждений, органов, объединений в государстве.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Организация режима труда и отдыха работников предприятия. Правовое сопровождение отношений
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных ...

Вопросы правового обеспечения религиозного образования
В действующем Законе РФ "Об образовании" отсутствуют нормы о религиозном образовании. Более того, сам термин "религиозное образование" в Законе не упоминается. Между тем, с правовой точки зрения религиозное образование представляет собой особый вид образования. В этой связи на н ...

Принцип разделения властей
Прежде всего, рассмотрим само понятие "власть". В самом обобщенном виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование ко ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru