Юриспруденция » Контроль ОВД за правилами оборота оружия в РФ » Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Страница 2

Поскольку данная категория является одной из ключевых в рассматриваемой сфере и непосредственно связана с практикой применения норм права милицией общественной безопасности, она имеет важное значение в обеспечении правильного сочетания мер принуждения и убеждения, совершенствования форм и методов служб МОБ, разработке действенных мер предупреждения и пресечения правонарушений.

Именно этим объясняется то, что к проблемам лицензионно-разрешительной системы в узком смысле проявляется повышенный интерес. Большинство считает, что лицензионно-разрешительная система в узкой трактовке включает в себя лишь определенную совокупность общественных отношений, осуществляемых органами внутренних дел (милицией) и складывающихся в порядке приобретения, транспортировки, использования и сбыта определенных предметов и веществ, а также в открытии и функционировании определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Исследование законодательных актов показывает, что лицензионно-разрешительная система представляет собой совокупность общественных отношений, установление которых обеспечивает личную безопасность граждан, общественный порядок, общественную безопасность, поддерживает ритмичность наиболее значимых социальных процессов в рамках принципов правового государства, создает спокойную обстановку в обществе, благоприятные условия для производителей и потребителей социальных благ, гарантирует административное невмешательство в определенные сферы жизнедеятельности государства. Поэтому любые мероприятия по укреплению порядка в обществе самым непосредственным образом касаются лицензионно-разрешительной системы.

В целях их обеспечения Правительством Российской Федерации разработан и успешно реализуется комплекс мероприятий, направленных на укрепление порядка в рассматриваемой сфере. Так, Правительством Российской Федерации утверждается номенклатура наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ, на которые распространяется порядок их ввоза и вывоза. В связи с принятием ФЗ РФ от 13.12.1996 г. «Об оружии» № 150-ФЗ (в ред. от 26.04.2004 г.) пересматривается перечень служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия и паспортов к нему. Эти мероприятия предопределены условиями обращения, оборота предметов как источников повышенной опасности и получили правовое закрепление в соответствующих актах Правительства РФ.

Следует отметить, что Закон о лицензировании определяет надзор как «систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении деятельности соответствующих лицензионных требований и условий». Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:

● проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

● запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;

● составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

● выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;

● выносить предупреждение лицензиату;

● осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

В силу большой потенциальной опасности оружия в интересах обеспечения общественной безопасности государство устанавливает особые требования к производству оружия, торговле оружием, продаже, передаче, приобретению, коллекционированию, экспонированию, учету, хранению, ношению, перевозке, транспортированию, изъятию, уничтожению, ввозу оружия на территорию Российской Федерации и вывозу его из Российской Федерации. Рассмотрим особенности указанных общественных отношений. Представляется, что они объективно отражены в составах административных проступков, содержащихся в КоАП РФ. Анализ соответствующих статей Кодекса (20.8—20.16) позволяет сделать вывод о сложности содержания лицензионно-разрешительной системы, охватывающей различные группы общественных отношений: пересылки оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия; нарушение правил производства, продажи, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия и постановки на учет и т.д. Объективную сторону правонарушений (ст.ст. 20.8—20.16 КоАП РФ) характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. 222-223 УК РФ «за незаконные производство и оборот оружия». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» № 5 разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава, как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержат также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности. Следуя этим разъяснениям, как представляется, на практике весьма сложно будет отграничить составы комментируемого правонарушения от составов ст. 224 и ч. 1 ст. 225 УК РФ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Мероприятия по борьбе с коррупцией в свердловской области
Эффективную организацию исполнения мероприятий в сфере профилактики коррупции невозможно организовать только на федеральном уровне. Поэтому следует в каждом исполнительном органе государственной власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ из числа ...

Самозащита трудовых прав как один из способов реализации права на защиту
Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 45) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это право отражается и в отраслевых кодифицированных нормативных актах, в частности ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право кажд ...

Учет административных правонарушений
В СССР, России и других постсоветских странах не было и нет единого учета всех видов административных правонарушений, хотя попытки выйти на всю сферу моральной статистики, включая административные правонарушения, предпринимались еще в 20-е гг. Однако эти попытки не имели успеха. Не было даже единог ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru