Юриспруденция » Контроль ОВД за правилами оборота оружия в РФ » Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Понятие, задачи и правовая основа лицензионно-разрешительной системы ОВД

Страница 2

Поскольку данная категория является одной из ключевых в рассматриваемой сфере и непосредственно связана с практикой применения норм права милицией общественной безопасности, она имеет важное значение в обеспечении правильного сочетания мер принуждения и убеждения, совершенствования форм и методов служб МОБ, разработке действенных мер предупреждения и пресечения правонарушений.

Именно этим объясняется то, что к проблемам лицензионно-разрешительной системы в узком смысле проявляется повышенный интерес. Большинство считает, что лицензионно-разрешительная система в узкой трактовке включает в себя лишь определенную совокупность общественных отношений, осуществляемых органами внутренних дел (милицией) и складывающихся в порядке приобретения, транспортировки, использования и сбыта определенных предметов и веществ, а также в открытии и функционировании определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Исследование законодательных актов показывает, что лицензионно-разрешительная система представляет собой совокупность общественных отношений, установление которых обеспечивает личную безопасность граждан, общественный порядок, общественную безопасность, поддерживает ритмичность наиболее значимых социальных процессов в рамках принципов правового государства, создает спокойную обстановку в обществе, благоприятные условия для производителей и потребителей социальных благ, гарантирует административное невмешательство в определенные сферы жизнедеятельности государства. Поэтому любые мероприятия по укреплению порядка в обществе самым непосредственным образом касаются лицензионно-разрешительной системы.

В целях их обеспечения Правительством Российской Федерации разработан и успешно реализуется комплекс мероприятий, направленных на укрепление порядка в рассматриваемой сфере. Так, Правительством Российской Федерации утверждается номенклатура наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ, на которые распространяется порядок их ввоза и вывоза. В связи с принятием ФЗ РФ от 13.12.1996 г. «Об оружии» № 150-ФЗ (в ред. от 26.04.2004 г.) пересматривается перечень служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия и паспортов к нему. Эти мероприятия предопределены условиями обращения, оборота предметов как источников повышенной опасности и получили правовое закрепление в соответствующих актах Правительства РФ.

Следует отметить, что Закон о лицензировании определяет надзор как «систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении деятельности соответствующих лицензионных требований и условий». Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:

● проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

● запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;

● составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

● выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;

● выносить предупреждение лицензиату;

● осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

В силу большой потенциальной опасности оружия в интересах обеспечения общественной безопасности государство устанавливает особые требования к производству оружия, торговле оружием, продаже, передаче, приобретению, коллекционированию, экспонированию, учету, хранению, ношению, перевозке, транспортированию, изъятию, уничтожению, ввозу оружия на территорию Российской Федерации и вывозу его из Российской Федерации. Рассмотрим особенности указанных общественных отношений. Представляется, что они объективно отражены в составах административных проступков, содержащихся в КоАП РФ. Анализ соответствующих статей Кодекса (20.8—20.16) позволяет сделать вывод о сложности содержания лицензионно-разрешительной системы, охватывающей различные группы общественных отношений: пересылки оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия; нарушение правил производства, продажи, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия и постановки на учет и т.д. Объективную сторону правонарушений (ст.ст. 20.8—20.16 КоАП РФ) характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. 222-223 УК РФ «за незаконные производство и оборот оружия». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» № 5 разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава, как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержат также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности. Следуя этим разъяснениям, как представляется, на практике весьма сложно будет отграничить составы комментируемого правонарушения от составов ст. 224 и ч. 1 ст. 225 УК РФ.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Природа государственного управления
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно ...

Современный этап развития конституционных прав граждан на образование
Анализ сегодняшнего состояния идеи образовательного права показывает, что она завоевала значительное количество сторонников среди правоведов, для которых уже аксиоматично, что образовательное право обладает всеми необходимыми свойствами самостоятельной отрасли права. В центре проблематики образоват ...

Понятие правовой системы
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru