Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Специальные условия возникновения обязательств из причинения вреда

Специальные условия возникновения обязательств из причинения вреда

Страница 1

Наряду с особенностями общих условий ответственности за вред, причиненный актами власти, данный вид обязывает вследствие причинения вреда характеризуется тремя тесно взаимосвязанными специальными условиями.

Во-первых, причиной вредоносного результата должен быть именно акт власти.

Во-вторых, акт власти может быть совершен не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц.

В-третьих, должностное лицо обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей.

В самом общем виде акты власти характеризуются тем, что они выражают властные предписания и все лица, которым они адресованы, обязаны им подчиняться. В связи с тем, что гражданское законодательство предусматривает некоторые особенности ответственности за вред, причиненный различными актами власти, они подразделяются на две большие группы.

1. Акты, которые принимаются в сфере административного управления (акты управления).

2. Акты, принимаемые правоохранительными органами и судами (акты правоохранительных органов и суда).

Под действием ст. 1069 ГК РФ подпадают различные акты управления. Это разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления: приказы, распоряжения, указания, предписания, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Причем не имеет значения, сделаны они в писменной или устной форме.

Статья 1069 ГК РФ особо выделяет такой вид актов управления, как издание не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления.

Наряду с действием, т. е. активным поведением государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц, вред может быть причинен и путем бездействия. Ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусматриваемых законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Так, например, когда должностное лицо или государственный орган должны были действовать в силу возложенных на них обязанностей (совершить то или иное действие, предусмотренное законом в интересах гражданина или юридического лица; принять необходимые меры по пресечению правонарушения), но не сделали этого, что и стало результатом вреда.

Нужно отметить, что законодательство не содержит какого-либо перечня незаконных действий (бездействий) органов и их должностных лиц в сфере административного управления, следовательно, сюда можно отнести любые акты управления, которые приняты соответствующими должностными лицами при исполнении служебных обязанностей и обязательны для исполнения лицами, которым они адресованы.

Если вред причинен хотя бы и действиями должностного лица, но не при исполнении им служебных обязанностей, возникающие при этом обязательство подчиняется общим правилам о возмещении вреда, т. е. в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В отличие от актов управления акты правоохранительных органов и суда, незаконность которых может привести к возникновению обязательства вследствие причинения вреда, четко определены в ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред подлежит возмещению, если он причинен:

- в результате незаконного осуждения (ст. 30 УПК);

- незаконного привлечения к уголовной ответственности (ст. 143-144 УПК);

- незаконного применения к лицу в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде (ст. ст. 93, 96 УПК);

- незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст.31-32 КоаП).

Не перечисленные в ст. 1070 ГК РФ незаконные действия правоохранительных органов и суда (например, незаконное проведение обыска (ст. 168 УПК); незаконное задержание подозреваемого (ст. 122 УПК) и т. д. ), которыми причинен вред, по смыслу закона приравнивается по своим гражданско-правовым последствиям к незаконным актам управления и следовательно вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ (вина устанавливается при рассмотрении гражданского иска).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Социально-экономические права
Существенную группу основных прав и свобод человека и гражданина представляют социальные и экономические права и свободы. Неотделимы от этих прав, конечно же, культурные права и свободы человека и гражданина. Они касаются таких важных сфер жизнедеятельности человека, как труд, отдых, собственность, ...

Особенности формирования правовой культуры должностных лиц
Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц. Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установле ...

Членство и органы управления ТСЖ
Как возникает членство в товариществе собственников жилья? Согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Если в многоквартирном доме такое товарищество создано, ли ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru