Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет

Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет

Страница 1

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с гражданским законодательством вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы либо другой орган, юридическое лицо, гражданин, если эта обязанность возложена на него (ст. 125 ГК РФ).

Однако, на сегодняшний день в практике применения данной нормы существует ряд противоречий.

Так, очень часто суды в качестве «ответчиков» по данным делам привлекают различные органы: от департамента финансов субъекта Федерации и территориальных органов федерального казначейства до соответствующих органов государственной власти и непосредственно должностных лиц.

С учетом существующего ныне разграничения компетенции орган местного самоуправления не может выдавать чек, на основании которого будет осуществляться возмещение причиненного гражданам ущерба за счет средств федерального бюджета. По тем же причинам гражданин не может обратиться и в финансовый орган субъекта РФ, который так же не уполномочен распоряжаться средствами казны РФ.

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу однозначна: возложение материальной ответственности в связи с незаконным привлечением лица к уголовной ответственности на орган местного самоуправления противоречит закону.

Так, постановлением судьи на финансовый отдел администрации района возложена обязанность возместить ущерб двум гражданам в связи с незаконным привлечением их к уголовной ответственности.

Судебная коллегия, отменяя это постановление судьи по протесту, указала следующее.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81 г. вред причиненный гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности, возмещается государством.

В силу ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со ст. ст. 1070, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещаются за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме.

Случаи, когда ущерб возмещается за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования, законодательством не определены. Согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6.03.98 г. от имени казны РФ выступает Министерство финансов РФ. Между тем названное Министерство не превлечено в деле в качестве ответчика. В связи стем, что финансовому управлению администрации города не поручалось в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени Министерства финансов РФ, оно не может быть признано надлежащим ответчиком по делу.

Однако и органы федерального казначейства так же не наделены правом выступать в судах от имени РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 8.12.92 г. №1556 «О федеральном казначействе», Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 27.08.93 г. №864 их задачей, среди прочих, является организация бюджетного и финансового исполнения республиканского бюджета РФ. Таким образом, они уполномочены исполнять решения, принятые распорядителями средств федерального бюджета, а не представлять РФ, от имени которой приобретать, решать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут лишь органы государственной власти в рамках ин компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. ст.125 ГК РФ).

Из этого следует, что органы федерального казначейства по искам, обязанность удовлетворения которых лежит на РФ (возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда и пр.), не являются надлежащими ответчиками и не могут выступать в суде от имени РФ.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Условия принудительного исполнения иностранного судебного решения
Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экон ...

Незаконное приобретение передача сбыт хранение перевозка или ношение оружия
В современных условиях важнейшим правовым средством борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств выступает применение к виновному уголовного наказания. Как справедливо отмечается в уголовно-правовой литературе, «…именно посредством исследования понятия у ...

Изменение обвинения в ходе судебного разбирательства
Отечественный уголовно-процессуальный закон, гарантируя обвиняемому право на рассмотрение дела в пределах предъявленного обвинения, одновременно не запрещает государственному обвинителю и суду модифицировать уголовный иск в ходе судебного разбирательства. На сегодняшний день остаются дискуссионными ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru