Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Возмещение вреда жертвам политических репрессий

Возмещение вреда жертвам политических репрессий

Страница 2

Мазинов, 1941 года рождения, обратился в МВД Республики Марий Эл с заявлением о признании его пострадавшим от политических репрессий, ссылаясь на то, что он в 1944 г. вместе с матерью – Мазиновой был выселен из Крыма и с мая 19944 г. по июнь 1956 г. находился на спецпоселении в Марийской АССР.

МВД Республики в выдаче Мазину справки о реабилитации отказало, мотивируя тем, что эти вопросы должны рассматриваться ОВД Крыма по месту применения репрессий.

Мазинов считал действия должностных лиц МВД Республики неправомерными, обжаловав их в суд.

Волжский городской суд Республики Марий Эл жалобу Мазинов удовлетворил, обязав МВД Республики выдать заявителю справку о признании пострадавшим от политических репрессий.

В кассационном порядке дело не рассматривалось. Протесты прокурора Республики Марий Эл и заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений оставлены без удовлетворения президентом Верховного Суда Республики Марий Эл и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте вновь поставил вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе Мазинову в удовлетворении жалобы.

Президиум Верховного Суда РФ 13.08.97 г. судебные постановления оставил без изменения, а протест – без удовлетворения, указав следующее.

По мнению прокурора, действие закона РФ от 18.12.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями и дополнениями) не распространяется на заявителя, поскольку он был, подвергнут политической репрессии на территории Крымской области, входящей в состав республики Украина. Потому отказ МВД Республики Марий Эл Мазинову в выдаче справки и реабилитации, как считал прокурор, правомерен.

С приведенными в протесте доводами нельзя согласится.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции закона РФ от 22.12.92 г.) названный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств – бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшимся политическим репрессиям на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Мазинов – гражданин РФ, политической репрессии был подвергнут на территории РФ, т.к. до ноября 1954 г. Крымская область входила в состав РСФСР. Поэтому судебная инстанция обосновано, ссылаясь на положения данного Закона, считает требование заявителя подлежащим судебной защите.

Мнение же прокурора о том, что под территорией РФ следует понимать территорию на время принятия названного Закона, не соответствует ч. 1 ст. 2 этого Закона.

Согласно ст. 6 упомянутого Закона (в редакции закона РФ от 3.09.93 г.) заявление о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя.

Таким образом, Мазинов, будучи гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории, правомерно обратился с заявлением о реабилитации в МВД Республики Марий Эл. Однако ему в этом было необоснованно отказано.

Ссылка в протесте в обоснование правильности такого отказа на ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» так же не основательна.

В силу ч. 2 ст. 12 этого Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами РФ, но постоянно проживающих на ее территории, представление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении них уполномоченными на это органами государств – бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.

Из содержания изложенной части упомянутого Закона следует, что она регулирует не порядок обращения заявителями о реабилитации, который предусмотрен ст. 6 данного Закона, а последствия самой реабилитации, о чем свидетельствует и название раздела «Последствия реабилитации», в котором содержится ст. 12.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Региональный уровень
На региональном уpовне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне – департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований. Российской Федерации органам государственной власт ...

Проблемы проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации на государственной гражданской службе
Если ограничиться рассмотрением гражданской службы в составе государственной службы России, то к наиболее значимым отрицательным аспектам (они же – проблемы реформирования гражданской службы) можно отнести следующие аспекты, представленные в статистических данных: а) Наличие двойного дисбаланса в ч ...

Обычное право
В институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (ius scriptum) и не писаным (ius non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если та ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru