Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Компенсация морального вреда

Компенсация морального вреда

Страница 1

В нашей стране уже более полутора десятков лет существует институт возмещения государством вреда, причиненного человеку незаконными актами власти. В частности, предусмотрено право на возмещение со стороны государства нанесенного им имущественного ущерба. О компенсации же морального вреда в материальной форме не упоминалось.

Вообще принцип допустимости возмещения морального вреда в денежной форме стал находить отражение в отечественном законодательстве значительно позднее – с 90-х гг. Так, Верховным Советом СССР были приняты 31.05.91 г. новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, действие которых было распространено на территории РФ с 3.08.92 г. Ст. 131 Основ позволяла возмещать моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, в денежной или иной материальной форме при наличии вины причинителя вреда.

С принятием Основ была создана правовая база для возмещения морального вреда любыми неправомерными действиями, в том числе незаконными действиями должностных лиц судебно-следственных органов.

В литературе, напротив, высказывалось мнение, что, поскольку ст. 151 ГК не указывала в качестве основания компенсации морального вреда только вину причинителя, следует признавать, что моральный вред возмещается на тех же основаниях, что и имущественный, т.е. как за вину, так и независимо от вины.

С принятием ст. 1100 ГК положен конец всем спорам по этому вопросу: реабилитируемые лица получили конкретную и бесспорную законодательную базу для компенсации со стороны государства и своих моральных переживаний, связанных с неправомерным уголовным преследованием. Кроме того, предусмотрено, что законом могут быть установлены и другие случаи безвиновной ответственности за причинения морального вреда.

Правоприменительная практика последних лет показывает, что суды, отказывая в конечном итоге «жертвам правосудия» в удовлетворении исков о компенсации морального вреда, причиненного им до 1.03.96 г., ссылались, прежде всего, на то, что ч. 2 ст. 127 Основ, регулирующая отношения по возмещению вреда от незаконного уголовного преследования, делает ссылку на специальный законодательный акт, в данном случае на Положение от 18.05.81 г., которое не содержит норм, предусматривающих возможность материальной компенсации морального вреда.

Так, Степановская обратилась в Астраханский областной суд с иском к Астраханской областной прокуратуре и Управлению финансов Астраханской области о возмещении морального вреда, сославшись на то, что необоснованно привлекалась к уголовной ответственности по ст. 15, ч. 1 ст. 93 и ст. 175 УК. Приговором суда она оправдана. Решением суда в иске отказано.

В кассационной жалобе истица просила решение суда отменить по тем мотивам, что оно не соответствует действующему законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев 8.08.94 г., дело о кассационной жалобе истице, оставила решение суда без изменения, указав следующее.

Принимаемое решение об отказе в иске, суд исходил из того, что действующим на территории РФ Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, от 10.08.81 г. не предусмотрена возможность возмещения морального вреда в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности.

Такой вывод суда является правомерным.

Согласно п. 2 ст.127 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, примененный в качестве меры пресечения заключения под стражу, возмещается государством независимо от вины должностных лиц органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленным законодательными актами.

Таким образом, специальной нормой закона определено, что вред, причиненный указанными выше незаконными действиями прокуратуры, может быть возмещен в порядке и приделах, предусмотренных законодательством.

В положении не содержится норм, предусматривающих возможность возмещения морального вреда в связи с незаконными действиями указанных органов. Общее правило о возмещении морального вреда, содержащееся в ст. 131 Основ не подлежит применению, если специальной нормой (п. 2 ст. 127 Основ) вопрос об условиях и пределах возмещении вреда разрешен по иному.

По данному делу (согласно точки зрения Медведева М.Ф.) допущено нарушение положения о соотношении общих и специальных норм. Общие нормы не действуют лишь в тех случаях, если то или иное отношение урегулировано по другому, чем общей нормой. Так, п. 1 ст. 1070 ГК РФ в отличии от общего положения обязательств в следствие причинения вреда (ст. 1064 ГК) устанавливает обязанность возмещения вреда независимо от вины его причинителя.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Состав, структура, организация деятельности Конституционного суда РФ
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседа ...

Понятие, предмет и субъекты договора продажи предприятия
По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК РФ). Выделение договора продажи предприятия ...

Процессуальный порядок рассмотрения кассационных жалоб и представлений
Производство в кассационной инстанции построено на тех же конституционных принципах, что и производство в суде первой инстанции, с теми лишь особенностями, которые вытекают из различия задач, стоящих перед названными судебными органами. В кассационной инстанции полностью осуществляются, например, т ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru