Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Выводы и предложения по совершенствованию законодательства

Выводы и предложения по совершенствованию законодательства

Страница 1

Понятие обязательства проделало в истории длинную и сложную эволюцию, и в настоящее время оно далеко не то, чем оно было в начале своего существования.

Древнейший зародыш обязательственных отношений кроется в той области, которую мы в настоящее время называем гражданскими правонарушениями или деликтами.

В современном гражданском праве обязательства делятся на две группы: договорные и внедоговорные. Одним из видов внедоговорных обязательств являются обязательства вследствие причинения вреда. Это внедоговорные обязательства, возникающие вследствие нарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего, носящих абсолютный характер, призванные обеспечить полное восстановление этих прав за счет причинителя вреда либо за счет иных лиц, на которых законом возложена обязанность возмещения вреда.

Рассматриваемый в дипломной работе деликт – вред, причиненный актами власти – в теории гражданского права выделяют в специальный деликт. Основание для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных условий, дополнительно установленных законом.

В связи с тем, что гражданское законодательство предусматривает некоторые особенности ответственности за вред, причиненный различными актами власти, они подразделяются на две группы: акты управления и акты правоохранительных органов и суда.

Под действие ст. 1069 ГКРФ подпадают различные акты управления. Это разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления. Причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме. Также ст. 1069 ГК РФ особо выделяет такой вид актов управления, как издание не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Наряду с действием, т.е. активным поведением государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц, вред может быть причинен и путем бездействия.

Основанием наступления ответственности по ст.1069 ГК РФ является причинение вреда вследствие незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц.

Законодательством РФ гражданину предоставлено два способа обжалования незаконных актов власти:

1. подача жалобы в вышестоящие в порядке подчинения государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам;

2. обращение с жалобой в суд.

Если вышестоящие в порядке подчиненности органом гражданину отказано в удовлетворении жалобы либо он не получил ответа в течение 1 месяца со дня ее подачи, он вправе обратится с жалобой в суд. Это право закреплено в Конституции РФ.

На сегодняшний день в РФ действует ГПК РСФСР и Закон РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которые также закрепляют провозглашаемое конституционное право на обращение гражданина с жалобой в суд.

Так, например, Закон РФ от 27.04.93 г. предоставляет возможность обжалования действий всех государственных служащих; закрепляет право обжалования не только действий, но и бездействий; устанавливает сроки обращения в суд с жалобой; регулирует порядок обжалования и исполнения решений суда, а также другие вопросы, которые возникают при разрешении жалобы в судебном порядке.

Однако сегодня говорить о полной реализации конституционного права на судебную защиту в этой сфере было бы преждевременным. До настоящего времени не устранены ряд неточностей в Законе от 27.04.93 г., противоречия в практике его применения, что вызывает сложности при принятии жалоб к судебному рассмотрению, определение сторон участников процесса, разрешении жалоб по существу.

Так, например, согласно ст. 2, 124 ГК РФ в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, от имени которых в суде выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления. Однако в Законе от 27.04.93 г. и ГПК РСФСР как субъекты обжалования они не указаны. Данное положение вряд ли можно признать обоснованным, было бы правильным дополнить указанным кругам субъектов обжалования данные нормативные акты.

С учетом внесенных в Закон от 27.04.93 г., изменений и дополнений от 14.12.95 г. появился новый субъект обжалования – государственный служащий. Однако, на сегодняшний день нет еще нормативного федерального законодательстве, регулирующего административную ответственность должностных лиц, государственных служащих за принятие незаконных актов, нарушающих права и свободы граждан, а также устанавливающих процессуальный порядок ее применения судом. Поэтому можно сказать, что данное положение носит декларативный характер.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Компетенция Думы Ставропольского края
Вопрос о компетенции государственного органа или должностного лица относится к числу базовых в юридической науке и политической практике. Ответ на него позволяет определить, как и в какой мере тот или иной институт государственной власти выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его взаи ...

Прерогативы президента в вопросе о гражданстве
Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются, прежде всего федеральным парламентов путем принятия за ...

Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права
Статья 30 Конституции РФ предусматривает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно является одним из важнейших прав человека, признанных Межд ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru