Юриспруденция » Ответственность за вред, причиненный актами власти » Выводы и предложения по совершенствованию законодательства

Выводы и предложения по совершенствованию законодательства

Страница 2

Также в Законе от27.04.93 г. внесено дополнение, касающиеся сферы обжалования. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для свершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы граждан.

В ч. 1 ст. 2 Закона регламентируется право обжалования «предоставления информации», в ч. 4 ст. 2 Закона – самой информации, а в ч. 5 ст. 7 Закона есть указание на «предоставление искаженной информации», в связи, с чем возникает право на возмещение убытков и морального вреда.

Нечеткость формулировок в указанных нормах, приводит к трудностям в их применении при разрешении жалоб по существу. Желательно, чтобы Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснение по этому вопросу.

Субъектами оспаривания нормативного акта в суде могут выступать и прокуроры, которые руководствуются при этом Законом РФ от 17.01.92 г. «О прокуратуре РФ» в редакции Закона от 17.11.95 г. и постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Кроме прокуроров и граждан субъектами могут быть и организации, однако, здесь возникают определенные трудности. Так, например, в настоящее время нет федерального закона, который бы содержал прямое указание о праве организации обжаловать в суд нормативные акты органов государственной власти автономных округов и республик в составе РФ. В отношении же других субъектов РФ право организаций на судебное обжалование нормативных актов их органов государственной власти вытекает из положений Закона РФ «О краевом, областной Совете народных депутатов и краевой, областной администрации. Однако, согласно Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Исключение из юрисдикции федеральных судов дел о признании нормативных актов государственных органов отдельных субъектов РФ недействительными по заявлениям организаций нарушало бы данное конституционное положение.

Особым случаем ответственности за вред, причиненный государственными органами, выступает ответственность органов дознания, предварительного следствия и суда, т.е. ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда.

На сегодняшний день законодательство, регулирующее данную сферу гражданский правоотношений является явно устаревшим, раздробленным, фрагментарным и несовершенным.

Я согласна с мнением многих ученых, что законодатель должен был бы отказаться от попытки дать какой-либо перечень незаконных актов правоохранительных органов и суда, т.к. многие действия этих органов вообще не попали в этот перечень. Проще было бы указать в ГК РФ, что ответственность по ст. 1070 ГК наступает за любые незаконные действия этих органов.

Одно из уязвимых мест действующих правовых норм – недостаточно четкая регламентация видов ущерба, подлежащего компенсации. Полное восстановление имущественного статуса гражданина предполагает отказ от ограничительного толкования принятого перечня видов ущерба, приведенного в Положении от 18.05.81 г. Судебная практика до сих пор передерживается узкой интерпретации, ибо Указ, Положение, Инструкция не содержат категоричного требования о том, что перечень следует толковать расширительно. Таким образом, притязания граждан на полную компенсацию нанесенного материального ущерба остаются неудовлетворенным. Необходимо, чтобы любые виды понесенного ущерба возмещались таким образом, чтобы лицо было восстановлено в положении, которое имело место до осуществления неправомерного решения (деяния), настолько полно, насколько это возможно.

Нуждается в корректировке формулировка Положения о возмещении трудовых доходов, служащих основным источником средств к существованию. Ограничения, заложенные в нем неоправданно, сужают право граждан на восстановление своего статуса (например, не компенсируются потери доходов от продажи сельхозпродукции, произведенной на своем земельном участке). Замена термина «трудовые» на «законные» позволит легализировать возмещение ущерба, нанесенного предпринимателю, лицам свободных профессий.

Существующее законодательство о возмещении ущерба, нанесенного в сфере правосудия, не касается проблемы информации. Между тем стоимостное обеспечение материального ущерба следует изменить на день выплаты денежной компенсации по системе индексирования или начисления процентов на суммы по банковским денежным вкладам населения.

Так же я согласна с высказыванием в литературе мнением, что ст. 2 Указа от 18.05.81 г. устраняющая деликтную ответственность перед потерпевшим при его самооговоре, не подлежит применению, т.к. ст.53 Конституции РФ и п. 1 ст. 1070 ГК РФ устанавливают право на возмещение вреда без подобного ограничения.

Проявляя заботу о реабилитированных гражданах и в целях скорейшей и эффективной защиты их интересов, стоит законодательно предусмотреть специальный, максимально упрощенный порядок компенсации причиненного вреда. В этом случае не совсем уместно брать за основу механизм возмещения ущерба, предусмотренный Положением от 18.05.81 г. и Инструкцией по его применению от 2.03.82 г., т.к. процедура носит достаточно многоступенчатый характер и к тому же неурегулирована общедоступным законодательным актом.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Основания и условия возникновения обязательств из причинения вреда
Основаниями возникновения обязательств являются определенные юридические факты или их сочетание (юридические составы), с наступлением которых нормы права связывают установление обязательственного правоотношения. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вр ...

Понятие, критерии и признаки несостоятельности
Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой. В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) закре ...

Понятие «юридической службы»
В настоящее время в системе российского законодательства не содержится точного определения понятия «юридическая служба». Только в постановлении Правительства РФ 2002 г. указывается, что юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федераль ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru