Юриспруденция » Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление

Страница 1

Абсолютное большинство современных государств придерживаются в своем устройстве и системе правового регулирования демократических принципов. Демократия обычно понимается как народовластие и, исходя из такого ее понимания, базируется на ряде важнейших постулатов и правовых аксиом, без которых невозможно само ее существование. К таким константам демократии относятся, прежде всего, народный суверенитет, выборные государственные органы, формируемые за счет свободных выборов, гарантии защиты основных прав и свобод граждан, разделение властей и, конечно же, независимость местного самоуправления. Все эти демократические принципы находят свое отражение в конституциях и иных актах национального законодательства.

В соответствие со статьей 12 Конституции Российской Федерации, на территории нашей страны признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. При этом «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Нормативное регулирование существования и функционирования местного самоуправления включает в себя четыре основных уровня:

1) международно-правовой уровень;

2) федеральный уровень;

3) уровень субъектов Федерации;

4) местный уровень.

В рамках ответа на данный вопрос контрольной работы нами будут рассмотрены особенности регулирования местного самоуправления на третьем уровне, то есть на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. При этом речь пойдет о таком важнейшем институте муниципального права как территориальное общественное самоуправление (ТОС).

ТОС является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Введем определение рассматриваемого понятия. В соответствие с частью 1статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». ТОС действует на основании своего устава и может принимать различные по юридической силе решения в зависимости от формы непосредственного осуществления им своих полномочий, а также от значимости разрешаемого вопроса. Правовые основы формирования и функционирования ТОС представлены актами всех четырех указанных выше уровней нормативного регулирования.

В соответствие с пунктом «н» части статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Тем самым Конституция РФ определяет роль Российской Федерации как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Стоит отметить, что ранее действовавший Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ носил в большей мере рамочный характер, а это значит, что он предполагал принятие каждым субъектом РФ своего закона о местном самоуправлении. Так это и происходило на практике. Ныне же действующий Федеральный закон 2003 года гораздо полнее и более императивно регулирует многие виды общественных отношений в сфере местного самоуправления, то есть его нормы ориентированы на прямое действие. Но регламентация на уровне субъектов РФ не исключается.

Как же обстоит дело с регулированием деятельности ТОС на уровне субъектов Федерации? В недавнем прошлом, в период действия ФЗ № 154-ФЗ 1995 года субъекты РФ достаточно интенсивно развивали свое правотворчество в данном направлении. Всего было принято около шестидесяти законов по вопросам организации ТОС. Связано это было и с тем, что в статье 27 указанного федерального закона вообще не регулировался порядок создания ТОС, формы его деятельности, очень размыто, на наш взгляд, определялись территориальные границы и так далее. Кроме того, часть 2 статьи 27 содержала прямую правовую отсылку к законодательству субъектов Российской Федерации, что изначально предполагало их активное участие в установлении порядка организации и осуществления ТОС. Исходя из данной нормы, территориальное общественное самоуправление должно было главным образом регулироваться актами субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Проблемы независимости судебной власти
«Судебная власть реализовалась с очевидностью, скорее в правовых актах, нежели в действительности, скорее в профессиональном правосознании юристов, нежели в обыденных представлениях граждан России. Качественных сдвигов в деятельности судов они не заметили, что не противоречит и объективному анализу ...

Оценка эффективности проведения реформ и их проблемы
Административные реформы в скандинавских странах 80-90-х годов оцениваются экономистами неоднозначно. Существует влиятельное направление в западной административной и политической теории, сторонники которого критикуют положенную в основу этих реформ теорию государственного менеджмента за узко либер ...

Понятие и общая характеристика бирж
Биржи как одна из форм организации торговли имеют большое значение в рыночной экономике. Основоположницей биржи была караванная, затем ярмарочная торговля. Данные виды торговли характеризовались нерегулярностью. Биржевая же торговля, характеризуется наличием стационарного рабочего места с фиксирова ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru