Юриспруденция » Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление

Страница 2

После принятия нового федерального закона по вопросам местного самоуправления в 2003 году регулирование территориального общественного самоуправления на федеральном уровне стало достаточно исчерпывающим. Были установлены единые требования к уставу ТОС, определены формы его деятельности и территориальные пределы образования. Кроме того, федеральный закон № 131-ФЗ создал прямые правовые отсылки от федерального уровня к местному, что в свою очередь поставило под сомнение необходимость принятия соответствующих актов на уровне субъектов Федерации. Так, в силу части 11 статьи 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования, а также нормативными правовыми актами его представительного органа. Таким образом, не смотря на то, что система органов муниципального образования и его устав утверждаются на уровне субъекта Российской Федерации, его органы государственной власти не принимают непосредственного участия в процессе формирования и деятельности ТОС. Данное положение, впрочем, не исключает возможности принятия на уровне субъекта нормативных правовых актов по вопросам территориального общественного самоуправления. Однако является ли это необходимым?

В научной среде мнения по данному вопросу полярно различаются. Ряд ученых считает принятие законов о регулировании ТОС субъектами Российской Федерации вторжением государства в самостоятельную систему местного самоуправления и нарушением принципа его независимости. Так, М.Н. Кудилинским и И.А. Шевелевым высказано мнение, что практика регулирования вопросов территориального общественного самоуправления субъектами Российской Федерации должна уйти в прошлое. Этому процессу будет способствовать уже отмечавшееся нами выше регулирование ТОС только на федеральном и местном уровнях. В учебнике по муниципальному праву под редакцией С.А. Авакьяна же высказано другое мнение: законы субъектов Федерации о территориальном общественном самоуправлении должны существовать, но в виде модельных актов, на которых впоследствии будут основываться как сами ТОС при разработке своего устава, так и муниципальные власти.

На наш взгляд, обе представленные точки зрения имеют право на существование, однако первая представляется нам более предпочтительной, так как попытка регулирования деятельности территориального общественного самоуправления и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Федерации, будет, несомненно, являться нарушением конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления. В данном случае мы будем иметь дело с правовой фикцией, лишь формально закрепляющей обособленное положение муниципальной власти и ее независимость от общей системы органов государственной власти.

С другой стороны, здесь возникает проблема правовой безграмотности населения, проявляющаяся в его неспособности осуществлять общественное самоуправление на местном уровне без соответствующих правовых «подсказок» государственных органов. При этом местное самоуправление и ТОС как одна из форм его непосредственного осуществления являются важнейшим институтом гражданского общества, а, значит, они должны организовываться и регулироваться исключительно самим населением. Поэтому, на наш взгляд, предложение о разработке модельных законов о территориальном общественном самоуправлении субъектами Российской Федерации на настоящий момент является оправданным. При этом принятие подобных законов должно в обязательном порядке сопровождаться мерами по развитию гражданской активности населения и повышению его правовой грамотности, что позволит в дальнейшем отказаться от практики вмешательства субъектов в регулирование ТОС.

Рассмотрев теоретические и нормативные положения относительно законодательного регулирования субъектами Российской Федерации территориального общественного самоуправления, обратимся к практике. В настоящее время примерно в сорока субъектах нашей страны приняты законы о ТОС. Отдельные нормы, регулирующие общие вопросы территориального общественного самоуправления, содержатся также в уставах субъектов Федерации. Как правило, такие нормы лишь закрепляют общее определение ТОС и формы его осуществления, которые являются идентичными соответствующим положениям федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, указанные нормы часто включают в себя отсылки к муниципальному законодательству и специальные указания на подведомственность регулирования деятельности ТОС местным властям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Источники международного трудового права
Практически все документы, признаваемые международным сообществом в области международных трудовых отношений, принимаются под эгидой Международной организации труда (МОТ), которая была создана по Версальскому договору 1919 года в качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций, в целях об ...

Ограничение родительских прав
Наряду с лишением в родительских правах, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей. Суть его состоит в том, что в силу судебного решения производится принудительное отобрание ребенка без лишения их родительских прав. Од ...

Правовая основа
Правовая основа нотариальной деятельности: 1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации, принята 12 декабря 1993г. Официально опубликована: Российская газета. №237. 25.12.93. 2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля1993г.№ 4462-1; Постановление Верховного Со ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru