Юриспруденция » Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление

Страница 4

Особенности ТОС в сельской местности

В соответствие с частью 1 статьи 130 Конституции России, «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Гарантии его независимости и самостоятельности содержатся как в самой Конституции, так и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом местное самоуправление, как уже отмечалось нами при ответе на первый вопрос данной контрольной работы, является важнейшим элементом демократии и выступает одним из основных институтов гражданского общества. Система местной власти может быть представлена в пределах дифференцированных по масштабам территорий и в различных формах, одной из которых выступает территориальное общественное самоуправление.

ТОС представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Исходя из правовой дефиниции данного понятия, можно сделать вывод о том, что данная форма местного самоуправления изначально предполагает небольшие масштабы охватываемой ею территории и узкий круг вопросов местного значения, решение которых входит в ее компетенцию. Рассмотрим особенности осуществления территориального общественного самоуправления в сельской местности.

Стоит отметить, что в силу части 3 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ, ТОС в сельской местности может осуществляться только в пределах территории сельского населенного пункта, не являющегося поселением. Такой населенный пункт сам по себе не является муниципальным образованием, но, как правило, входит в состав более крупной муниципальной структуры – сельского поселения. При этом абзац 2 части 1 статьи 2 ФЗ 2003 года закрепляет возможность включения в состав такого поселения одного сельского населенного пункта, что автоматически придает ему двойной статус. В этом случае, территориальное общественное самоуправление на территории такого пункта осуществляться не может.

Что же представляет собой сельский населенный пункт, удовлетворяющий требованиям части 3 статьи 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Законодательного определения рассматриваемого понятия не существует, однако в уже упоминавшемся нами абзаце 2 части 1 статьи 2 федерального закона закреплены виды таких населенных пунктов. К ним относятся поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и иные виды сельских населенных пунктов. От сельского поселения данные муниципальные территории будут отличаться не только масштабами, но и численностью населения. В силу пункта 6 части 1 статьи 11 ФЗ № 131-ФЗ, интересующий нас в контексте возможности создания ТОС сельский населенный пункт должен обладать населением не более 1 000 человек. Для территорий с высокой плотностью населения этот показатель чуть выше – 3 000 человек. При превышении указанной численности, соответствующий населенный пункт или поселок наделяется статусом сельского поселения и, следовательно, одновременно становится муниципальным образованием.

Стоит также отметить, что в соответствии с законами субъектов Российской Федерации сельский населенный пункт с населением менее 1 000 человек также может быть признан сельским поселением, что характерно для территорий с низкой плотностью населения и большими нежилыми участками (районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока). При этом в законе не содержится специальной нормы относительно порядка и возможности осуществления ТОС на таких территориях. Нет таких норм и в соответствующих законах субъектов, что позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление населением таких территорий будет осуществляться в порядке, предусмотренном для сельских поселений.

Надо сказать, что коренные малочисленные народы, которые, как правило, проживают на территориях указанного нами выше типа, также вправе осуществлять территориальное общественное самоуправление, но, как специально отмечено в статье 11 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «в местах их компактного проживания». Данное оценочное понятие должно соответствующим образом конкретизироваться в законодательстве субъектов Российской Федерации, однако соответствующих норм нами обнаружено не было. Следовательно, вопрос об осуществлении ТОС в указанных сельских населенных пунктах на данный момент остается открытым, хотя, на наш взгляд, данная форма местного самоуправления на практике имеет место быть. При этом в силу объективных обстоятельств представители коренных малочисленных народов не регистрируют уставы своих ТОС, а просто осуществляют их «с учетом национальных, исторических и иных традиций».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Метод беседы
Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным. В таких случаях с успехом применяе ...

Общий порядок заключения договора
В условиях плановой экономики участники гражданского оборота не испытывали особой необходимости в теоретической разработке и практической применимости процедуры заключения договора. С изменением экономической ситуации договор как основной инструмент регулирования отношений между сторонами стал прио ...

Фонд социального страхования Российской Федерации
Официальной датой образования системы государственного социального страхования в России следует считать 2 июня 1903 года, когда в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабричн ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru