Юриспруденция » Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации » Проблемы модернизации России в 90-е гг

Проблемы модернизации России в 90-е гг

Страница 1

Период модернизации, который Россия переживала с начала 90-х годов, оказался весьма затянутым. С одной стороны, это объясняется сложностью перехода от традиционных ценностей советского общества к западным, с другой – само объясняет остаточные, зачастую преобладающие, явления в теории и практике современной российской государственности.

Определяя типологические характеристики новой России, необходимо, на мой взгляд, четко различать формальную сторону, закрепленную в нормативно – правовых документах (прежде всего в Конституции 1993 г.), и фактическую, которая преобладает в реальной практике.

С формальной точки зрения, Россия является федеративным государством (ст. 1 Конституции). В конституции РФ закреплены элементы конституционно – правового статуса РФ, в целом соответствующие общепризнанной практике.

Фактическая сторона в первую очередь зависит от того, какой структурно – организационный принцип положен в основу федеративного государства, каковы взаимоотношения федерального центра и составляющих регионов, т.е. от действующей федерации модели федерализма. Модель российского федерализма находится пока на стадии становления, т. к. трудно отметить общность ее структурных характеристик.

Формирование механизма федеративных отношений и его функционирование в настоящее время во многом зависят от объективных условий, сложившихся в российском обществе. К ним можно отнести: значительные размеры ее территории, политико – культурные установки, свойственные незападному обществу. Они определили несколько общих особенностей межуровневых отношений России к началу нового века:

– преобладающая роль федерального центра в качестве организатора и «руководителя», сочетанием методов («кнута и пряника»);

– до последнего времени – приоритет интересов национальностей перед обшегосударственными;

– напряженность отношений из-за реального неравенства регионов и роста национального сепаратизма и, соответственно, нежелания центра уступать свои позиции.

Анализируя положение субъектов РФ по сферам их взаимоотношений с федеральным центром на рубеже 20–21 вв., можно говорить о значительном числе проблем, многие из которых хранились с предшествующего времени:

асимметричность конституционно – правового статуса субъектов федерации диктует необходимость асимметричных отношений федерального центра с отдельными группами регионов. Это хотя и отражает политические реалии, унаследованные от советского федерализма, но требует от центра большой продуманности в проведении региональной политики, а также поневоле вынуждает его к перманентному опасению за сохранение суверенитета;

с проблемой асимметричности статуса регионов тесно связана еще одна – проблема определения места автономных национальных образований в структуре федеративных отношений. Исходя из конституционных положений, правомерно установление лишь прямых отношений центра с данной группой регионов. Хотя процесс в этом направлении был начат в начале 1990-х гг., это не снимает основных вопросов: а может ли автономное образование являться субъектом федерации? От кого оно получило автономию, если предполагается равенство в отношениях между центром и субъектами;

практика заключения договоров между органами исполнительной власти федерации и субъектов о разграничении компетенции служит, с одной стороны, элементом развития в какой-то мере договорных отношений, с другой – еще раз подчеркивает реальное неравенство регионов, т. к. это договоры нужны в первую очередь сильным в экономическом плане регионам для повышения их самостоятельности;

механизм финансового взаимодействия центра и регионов основывается на завышенном уровне централизации, что выражается в доминировании федеральных налогов в доходах бюджетов всех уровней, причем роль раздельного использования налоговых источников крайне незначительна. Политика вертикального финансового выравнивания осуществляется, как правило, в рамках текущей корректировки доходов бюджетов регионов. Практически отсутствуют мероприятия по долгосрочному выравниванию, а горизонтальное выравнивание и вовсе не развито;

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Институты государственной регистрации и лицензирования индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
Ранее указывалось, что индивидуальными предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, сам статус индивидуального предпринимателя приобретается посредством особой государственной регис ...

Методика расследования экономических и других преступлений
Для раскрытия данного вопроса необходимо рассмотреть данные виды общественно опасных деяний. В соответствии с ст. 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года, под присвоением или растратой понимаются преступления, такие как хищение чужого имущества, вверенного виновному. По сущ ...

Правовая природа недействительных сделок
В российском гражданском праве под термином «сделка» имеется в виду только действительная сделка, которая отвечает требованиям закона и приводит к тем правовым последствиям, на достижение которых была направлена воля ее участников (участника). Недействительная же сделка, которая не соответствует тр ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru