Юриспруденция » Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации » Проблемы модернизации России в 90-е гг

Проблемы модернизации России в 90-е гг

Страница 1

Период модернизации, который Россия переживала с начала 90-х годов, оказался весьма затянутым. С одной стороны, это объясняется сложностью перехода от традиционных ценностей советского общества к западным, с другой – само объясняет остаточные, зачастую преобладающие, явления в теории и практике современной российской государственности.

Определяя типологические характеристики новой России, необходимо, на мой взгляд, четко различать формальную сторону, закрепленную в нормативно – правовых документах (прежде всего в Конституции 1993 г.), и фактическую, которая преобладает в реальной практике.

С формальной точки зрения, Россия является федеративным государством (ст. 1 Конституции). В конституции РФ закреплены элементы конституционно – правового статуса РФ, в целом соответствующие общепризнанной практике.

Фактическая сторона в первую очередь зависит от того, какой структурно – организационный принцип положен в основу федеративного государства, каковы взаимоотношения федерального центра и составляющих регионов, т.е. от действующей федерации модели федерализма. Модель российского федерализма находится пока на стадии становления, т. к. трудно отметить общность ее структурных характеристик.

Формирование механизма федеративных отношений и его функционирование в настоящее время во многом зависят от объективных условий, сложившихся в российском обществе. К ним можно отнести: значительные размеры ее территории, политико – культурные установки, свойственные незападному обществу. Они определили несколько общих особенностей межуровневых отношений России к началу нового века:

– преобладающая роль федерального центра в качестве организатора и «руководителя», сочетанием методов («кнута и пряника»);

– до последнего времени – приоритет интересов национальностей перед обшегосударственными;

– напряженность отношений из-за реального неравенства регионов и роста национального сепаратизма и, соответственно, нежелания центра уступать свои позиции.

Анализируя положение субъектов РФ по сферам их взаимоотношений с федеральным центром на рубеже 20–21 вв., можно говорить о значительном числе проблем, многие из которых хранились с предшествующего времени:

асимметричность конституционно – правового статуса субъектов федерации диктует необходимость асимметричных отношений федерального центра с отдельными группами регионов. Это хотя и отражает политические реалии, унаследованные от советского федерализма, но требует от центра большой продуманности в проведении региональной политики, а также поневоле вынуждает его к перманентному опасению за сохранение суверенитета;

с проблемой асимметричности статуса регионов тесно связана еще одна – проблема определения места автономных национальных образований в структуре федеративных отношений. Исходя из конституционных положений, правомерно установление лишь прямых отношений центра с данной группой регионов. Хотя процесс в этом направлении был начат в начале 1990-х гг., это не снимает основных вопросов: а может ли автономное образование являться субъектом федерации? От кого оно получило автономию, если предполагается равенство в отношениях между центром и субъектами;

практика заключения договоров между органами исполнительной власти федерации и субъектов о разграничении компетенции служит, с одной стороны, элементом развития в какой-то мере договорных отношений, с другой – еще раз подчеркивает реальное неравенство регионов, т. к. это договоры нужны в первую очередь сильным в экономическом плане регионам для повышения их самостоятельности;

механизм финансового взаимодействия центра и регионов основывается на завышенном уровне централизации, что выражается в доминировании федеральных налогов в доходах бюджетов всех уровней, причем роль раздельного использования налоговых источников крайне незначительна. Политика вертикального финансового выравнивания осуществляется, как правило, в рамках текущей корректировки доходов бюджетов регионов. Практически отсутствуют мероприятия по долгосрочному выравниванию, а горизонтальное выравнивание и вовсе не развито;

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Пути и способы борьбы с правонарушениями
«Преодоление неблагоприятных тенденций и успешность противостояния правонарушениям и преступности связано с разработкой государственной политики, масштаб которой охватывает, во-первых, модернизацию экономической системы при мотивационном раскрепощении энергии людей и одновременно устранении компоне ...

Законные и незаконные уменьшения налогов
Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь. Однако принципиально все способы можно подразделит ...

Понятие международного договора по кругу субъектов
Международный договор обязателен для всех участников договора. Это действие международного договора называется "действие по кругу лиц (субъектов)" [8]. Субъектами права международных договоров могут быть только субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru