Юриспруденция » Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации » Проблемы модернизации России в 90-е гг

Проблемы модернизации России в 90-е гг

Страница 2

большие диспропорции в экономическом развитии регионов связаны с наличием/ отсутствием сырьевых ресурсов (нефть, газ) и притоком инвестиций, что предполагает наличие развитой промышленной инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы. Отсутствие собственных доходов и зависимость от центра в финансовом отношении порождает настроения иждивенчества и «зависти» к экономически развитым регионам.

Достижение единства национально – культурного пространства при сохранении специфики этнических групп и историко – культурной самобытности регионов, что является задачей любого демократического государства, осложняется в России ряд особенностей. Среди них – гетерогенность населения страны в этническом, культурном и даже цивилизованном аспектах; практическое отсутствие единой национальной идеи; пробуждение этноцентризма, национализма и сеператизма; общий приоритет интересов наций и др. в этом направлении необходимо сотрудничество Федерации и субъектов, а не односторонние попытки решить проблему главным образом лишь на словах;

Национально – территориальный принцип построения федерации весьма уязвим с точки зрения обеспечения равенства прав и свобод граждан, т. к. приоритет интересов национальностей препятствует реализации идей «суверенитета личности» и адресности власти. В условиях неразвитости институтов гражданского общества это выразится в неустойчивости системы федеративных отношений, необходимости постоянной силовой политики центра.

Данный перечень проблем не является исчерпывающим. На мой взгляд, подобная сложность вызвана сохраняющейся переходностью в развитии российского федерализма. В тоже время весьма прочными оказались традиции советского федерализма, заложившие массу перекосов в федеративные отношения. Современной России за несколько лет пришлось пройти путь, которые западные федерации проходили более века.

Уже к концу 1990-х гг. тенденция развития российского федерализма в направлении общей эволюции мировой теории и практики федерализма, наметившая еще в начале реформы, несколько укрепилась. Определенная теоретическая база оказалась наработана. Между тем классический федерализм явился начальным этапом эволюции федеративных отношений, стадией их становления и нормативно – нституционального оформления. Кроме того, модель дуалистического федерализма не всегда срабатывает в условиях перекоса этих отношений в пользу центра, хотя это и является следствием ее развития.

Вместе с тем, в практике современного российского федерализма можно заметить явления, позволяющие судить о возможности его дальнейшего развития. Так, элементом модели интеграционного федерализма можно считать эволюцию процесса регионализации. Его главная особенность – формирование экономико – георгафических регионов как промежуточной ступени между федерацией и ее субъектами. Под ним понимается процесс сотрудничества ряда регионов. Примером данного образования могут выступать межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия – МАЭВ.

Интеграциональный федерализм является разновидностью современной модели федерализма – кооперативной. В рамках ассоциаций происходит межрегиональное сотрудничество, которое, как можно предположить выйдет за рамки только экономической сферы. Предпосылки для этого есть – это возможность сотрудничества в области экологии, развития национально – культурных отношений и т.п. налицо признаки горизонтальной кооперации. Именно с этой позиции можно говорить о некоторых элементах кооперативной модели в российском федерализме, достаточно слабо развивающихся и не получивших соответствующей поддержки федеративного центра, взявшего на себя функцию единственного реформатора.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Сроки и процедура принятия наследства
Новым законодательством, как и ранее, предусмотрен общий срок — 6 месяцев, который исчисляется со дня открытия наследства. Призванные к наследованию наследники могут по разным причинам не принять наследство (умереть, не успев принять наследство, не заявить о своем желании принять наследство, отказа ...

Способы кодификации коллизионных норм в странах СНГ
Одним из источников международного частного права - внутреннее законодательство. Национальное законодательство по МЧП имеет следующие формы: Отдельный закон о международном частном праве (Австрия, Венгрия, Венесуэла, Лихтенштейн, Швейцария и др.) В странах СНГ такие законы имеют Украина и Азербайдж ...

Особенности политики софинансирования
Применение меры обеспечения софинансирования программных мероприятий в виде невыделения средств из федерального бюджета может быть уместным в случае, когда федеральное финансирование является своего рода бонусом для отдельных территорий, носящим выборочный, точечный характер и предоставляемым на ко ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru