Юриспруденция » Центр и регионы в современной России: от партикуляризма к централизации » Проблемы периода реформирования российского федерализма

Проблемы периода реформирования российского федерализма

Страница 1

С приходом к власти нового политического руководства в 2000 г. Вопрос дальнейшего реформирования российского федерализма значительно актуализировался, что позволяет констатировать начало нового этапа – этапа в его развитии. При этом достаточно четко выделяются инициатива «сверху» – позиция федерального центра, который начал реализацию своей программы реформы, и инициативы «снизу», выразившиеся в проектах федеративной реформы представителей региональных элит.

Федеральная программа реформы федеративных отношений озвучена еще Е.М. Примаковым в 1999 г. Он определил следующие направления реформы:

внутригосударственная интеграция как противовес децентрализации;

решение национального вопроса на основе сохранения равенства всех субъектов и национальной самобытности всех народов РФ;

создание четкой вертикали исполнительной власти;

ужесточение договорной практики, включая правовую экспертизу;

оптимизация управления государственной собственностью путем развития федеральной и региональной кооперации;

изменение механизмов бюджетного федерализма на основе пересмотра расчета трансфертов;

развитие региональной экономической интеграции на основе Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ) как противовес политическому укреплению регионов.

С 2000 г. эта программа со значительными коррективами начала осуществляться. За прошедший период были предприняты определенные меры, позволяющие говорить о качественно новом развитии российского федерализма.

1. значительно усилилась вертикаль исполнительной власти, что связано с созданием 7 федеральных округов Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.

2. в этом же направлении было произведено изменение порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ ФЗ от 5 августа 2000 г., в соответствии с которым региональные лидеры перестали занимать по должности места членов верхней палаты российского парламента, которая тем самым из органы регионального представительства фактически превратилась в дополнительные механизм в законодательном процессе. Федеральный центр получил также дополнительные преимущества, осуществляя в большинстве регионов контроль за назначением представителей в Совет Федерации. В какой-то степени роль органа регионального представительства перешла к Государственному Совету, созданному Указом Президента от 1 сентября 2000 г. Однако он выполняет лишь совещательную функцию при Президенте РФ, а все его решения носят рекомендательный характер.

3. Достаточно жестко осуществлялась политика проведения регионального законодательства. В соответствие с федеральным, связанная с обеспечением единства правового пространства страны. Из всего комплекса мер в этой сфере можно особо выделить Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ». В соответствии с ним в России создан федеральный банк нормативно – правовых актов субъектов федерации – Федеральный регистр НПА субъектов РФ, ведение которого отнесено к Министерству юстиции РФ, при этом руководителям субъектов предписано в семидневный срок направлять копии актов в Минюст для включения данных актов в регистр и проведения юридической экспертизы.

4. Были произведены значительные изменения в договорном праве – из ранее заключенных 42 договоров с 47 субъектами большая часть договоров была расторгнута. Однако с некоторыми регионами (например, с Якутией) подобные договора были не расторгнуты, а лишь пересмотрены, что несколько снижает значение данного шага центра.

5. силовое регулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике, приведшее к относительной стабилизации в этом регионе. Однако, хотя центр и укрепил здесь свои позиции, окончательное урегулирование ситуации еще не произошло. В регионе сохраняется нестабильность, связанная не только с Чечней, но еще и целым рядом территорий Северного Кавказа.

В своем Послании ФС в апреле 2002 г. Президенте РФ заявил о новой задаче, стоящей перед центром в реформировании федаративных отношений: «…настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций, приблизить их к территориям. Прежде всего – в части контрольной и кадровой работы. А именно – в сферах финансового контроля и согласовании кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств, о количестве которых тоже надо думать».

Можно назвать еще два направления федеральной программы формы межуровневых отношений:

коррекция сердцевины федеративных отношений, а именно вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, особенно в сфере совместной компетенции;

Укрепление субъектов федерации (в 2004 г. была осуществлена необходимая процедура по объединению Коми – Пермяцкого автономного округа с Пермской областью).

Можно полагать, что федеральная программа реформы федеративных отношений этим не исчерпывается, т. к. остается достаточное количество нерешенных проблем. В их числе следует отметить построение экономического федерализма, вбирающего в себя всю совокупность экономических взаимоотношений между существующими уровнями федерации (межбюджетные, налоговые отношения; оказание экономической помощи регионам, перераспределение материальных средств, выравнивание экономических потенциалов субъектов федерации и др.), проблему легитимации института федеральной интервенции и т.п.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Конфликт интересов связанный с коррупционным аспектом
Острота проблемы коррупции в российском обществе, в том числе и в системе государственной гражданской службы, свидетельствует об актуальности выработки и эффективного использования антикоррупционных механизмов. В их числе вполне обоснованно рассматривается институт конфликта интересов на государств ...

Политико-культурная составляющая государственного управления стран Северной Европы
В Северной Европе понятие «человек» употребляется именно в качестве абстрактной категории, которая является критерием эффективности управления социально-политическим процессом. Построение социальной модели включает выработку шкалы предпочтений человека, и того вероятного набора действий в политике, ...

Принятие решения о приостановлении кадастрового учета. Отказ в проведении кадастрового учета
Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвиж ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru