Юриспруденция » Правовые основы исправительной системы осужденных » Понятие средств исправления осужденных

Понятие средств исправления осужденных

Страница 2

Известно, что при достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.

В указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных. В настоящее время оно не может быть панацеей ото всех бед; фетишизм в воспитательном процессе того или иного средства недопустим. Сейчас вместо политике -воспитательной работы с этим контингентом проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии с нее политической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся). Более подробно эти вопросы будут освещены в дальнейшем изложении при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний.

Общественно полезный труд в силу своих исключительно больших воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных; в свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний смещен акцент с трудового аспекта на уголовно - исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть свою важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия уголовно - исполнительной системы по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Следует отметить, что условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде. Подробнее см.: комментарий к ст. 103 - 107 УИК РФ.

Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющим исключительно высокую воспитательную направленность. В этом отношении уголовно исполнительная система России накопила большой положительный опыт. К сожалению, в связи с резко возросшими экономическими трудностями она стала утрачивать данный воспитательный потенциал. Школы, профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще, уходит педагогический персонал. Все это снижает эффективность процесса исправления осужденных. Особенности организации данной формы воспитательной работы применительно отдельных категорий осужденных будут освещены в последующем изложении.

Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Здесь также накоплен достаточно богатый опыт. Можно назвать опыт работы наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляют общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвуют во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. На практике прошлых лет получили развитие различного рода научно-методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и даже на федеральном уровне.

Сегодня вновь возрождаются попечительские советы; в частности, они организуются при каждой воспитательной колонии. Набрали силу советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только себя положительно зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Прекрасные результаты давала ранее шефская работа трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений; причем она была развернута как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мероприятий по социальной реабилитации. К сожалению, в настоящее время эта работа находится в упадке в силу сложных социально-экономических условий выживания самих трудовых коллективов. Есть и другие формы общественного воздействия, они будут раскрыты в дальнейшем изложении.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие мотива и цели преступления
Под мотивом преступления принято понимать осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления. Иначе говоря, это источник действия, его внутренняя движущая сила, обусловленные потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступлен ...

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с През ...

Укажите стадии бюджетного процесса в РФ и сроки начала и окончания каждой из них
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом: Этапы ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru