Юриспруденция » Парламентская республика » Характеристика парламентской республики

Характеристика парламентской республики

Страница 2

В результате необходимости выдерживания определенной идеологической линии у правительства может наблюдаться недостаток прагматизма. Кроме того, партийные правительства, связанные определенной идеологией, не могут быстро реагировать на вызовы, меняя свои взгляды в соответствии с прагматическими потребностями.

Во время кризисов и осложнений, когда нужно действовать быстро, принимая персонально всю ответственность, в парламентских системах ощущается недостаток полномочий у правительства и главы государства.

В то же время в парламентских системах есть на первый взгляд парадоксальная тенденция принижения роли парламента в условиях, когда члены правительства одновременно являются депутатами и выступают в качестве политической элиты в противоположность "заднескамеечками". В этом случае правительство узурпирует законодательную власть, предоставляя парламенту возможность только "штамповать" законы, чего не может в принципе быть в президентских системах.

Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем.

Республиканская форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно либо иным способом на определенный срок полномочий. Основные признаки республики:

- выборность высших органов власти на определенный срок;

- возможность участия граждан в управлении делами государства;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства.

Для парламентарных республик характерно:

президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;

президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство;

правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом;

парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Общие принципы деятельности Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В Советском Союзе подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконст ...

Понятие государственной службы
К федеральной государственной службе, с учетом определения понятия государственная служба, к ней отнесены: государственная военная служба; государственная правоохранительная служба; федеральная государственная гражданская служба. Федеральная государственная служба имеет в своем правовом и организац ...

Понятие повода для возбуждения уголовного дела
В уголовно-процессуальной науке и в уголовно-процессуальном законе единое определение понятия "повод для возбуждения уголовного дела" отсутствует. Вместе с тем правильное понимание "повода" для возбуждения уголовного дела имеет большое значение для правоприменительной практики. ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru