Юриспруденция » Роль политических партий в системе государственного управления » Политические партии и государственное управление

Политические партии и государственное управление

Страница 1

Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев особое внимание уделил проблеме реализации конституционного принципа политического многообразия. Обсуждение основных тезисов президентского Послания с участием политических партий и руководителей субъектов Федерации было продолжено на заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России.

Рассмотрим некоторые наиболее важные, на наш взгляд, законодательные изменения в партийном законодательстве, затрагивающие формирование органов государственной власти. Следует отметить, что изменения законодательства коснулись в первую очередь роли участия политических партий в формировании законодательных (представительных) органов власти и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 319-ФЗ внес изменения в порядок и сроки внесения Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ст. 26.1 Федерального закона "О политических партиях"). Политическая партия, получившая большинство мест в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации, вправе внести предложения о кандидатурах руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 40 дней (ранее этот срок составлял 90 дней) до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Президент Российской Федерации рассматривает предложения о кандидатурах и уведомляет о результатах рассмотрения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, внесшей предложения о кандидатурах, в срок, не превышающий 10 дней (ранее 30 дней) со дня внесения предложений. Таким образом, сокращены сроки внесения и рассмотрения кандидатур глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предполагается, что изменения в порядок и сроки рассмотрения и утверждения кандидатур руководителей исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны сделать данную процедуру более прозрачной и краткосрочной. По смыслу действующей редакции Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"политические партии через механизм внесения и утверждения кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации опосредуют волю избирателей. Данный процесс является разновидностью легитимации органов государственной власти, так называемой делегированной легитимацией.

Необходимо отметить, что столь сложная процедура утверждения глав субъектов Российской Федерации не лишена недостатков. В качестве примера можно выделить недостаточно урегулированную процедуру отбора кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (далее - кандидатура) в самой политической партии. Так, ст. 26.1 Федерального закона о партиях не содержит таких положений, так же как и обязанности политической партии закрепить процедуру отбора кандидатур внутри политической партии или ее регионального отделения в уставе партии.

Нельзя не отметить, что рассмотренная выше процедура не учитывает ситуацию, когда политическая партия побеждает на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с незначительным перевесом (например, в один-два депутатских мандата). Получается, что мнение второй по значимости политической партии в этой процедуре игнорируется, а следовательно, и не учитывается мнение проголосовавших за эту партию избирателей.

Важными новеллами законодательства являются: поэтапное снижение минимальной численности политических партий (с 1 января 2010 г. не менее 45 тысяч членов политической партии, региональные отделения - не менее 450 членов политической партии, с 1 января 2012 г. - не менее 40 тысяч, региональные отделения - не менее 400 членов); ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. В совокупности с этим следует отметить и Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации". Данный Федеральный закон предоставил гарантии политическим партиям, набравшим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, получения одного (менее 6, но не менее 5 процентов) или двух (менее 7 процентов) депутатских мандатов.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие и роль сроков в гражданском праве
Гражданские правоотношения существуют во времени, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. Особое значение это имеет для гражданских прав, само существование которых ограничено во времени, например, сроком действия заключенного договора, поскольку реализовать их можно лишь ...

Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в ...

Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование
Государственный стандарт общего образования (далее - государственный образовательный стандарт) устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, нормативных сроков его получения и его результатов. Государственный образовательный станд ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru