Юриспруденция » Цели оперативно-розыскной деятельности » Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Сущность оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Сущность оперативно-розыскной деятельности

Страница 2

В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении ОРД можно выделить две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.

В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД.

Значение законодательного характера сущности ОРД в том, что, формулируя данное понятие, законодатель рассматривал в качестве элементов системы уголовной юстиции не только и не столько различные органы, ведущие борьбу с преступностью, сколько их функции, то есть фактическую деятельность (функцию) людей, которые применяют специальные меры социального предупреждения . С учетом этого ст.1 Федерального закона «Об ОРД» закрепила принципиально важное положение, согласно которому осуществление оперативно-розыскных мероприятий в рамках определенного вида правоохранительной деятельности реализует оперативно-розыскную функцию, выполняемую для достижения заданного ей результата: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В законодательном понятии «оперативно-розыскная деятельность» закреплено традиционное представление о ней как о государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Такой вывод прежде всего связан с правовой трактовкой цели данной деятельности. В ст. 1 Закона сказано, что она осуществляется в «целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Эта же цель сформулирована и в проекте нового Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», подготовленном межведомственной рабочей группой в 2004 г. Она также указана А.Ю.Шумиловым в опубликованном им в 2004 г. авторском проекте новой редакции Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

На взгляд Атмажитова Валерия Михайловича, начальника кафедры организации ОРД Академии управления МВД России (Москва), профессора, заслуженного юриста РФ, эта цель должна быть сформулирована по-иному.

Борьба с преступностью действительно является важнейшей, но не единственной составляющей цели такой деятельности. В процессе ее осуществления нередко решаются также задачи, выходящие за рамки непосредственно борьбы с преступностью. К таким задачам, в частности, относятся:

· розыск лиц, пропавших без вести, без признаков их криминального исчезновения;

· установление личности больных и детей, не могущих сообщить сведения о себе;

· установление личности граждан, не имеющих документов и скрывающих подлинные сведения о себе;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно ут ...

Период композиций
Следующая, третья стадия развития обязательств из деликтов знаменуется установлением государством обязательных композиций, т.е. штрафов, которые правонарушитель уплачивает потерпевшему, но которыми последний обязан удовлетвориться, не прибегая уже к мести. Переход к этой стадии также находит себе в ...

Проблемы продления срочного трудового договора
На современном этапе развития российского трудового законодательства вопрос о допустимости продления срока действия срочного трудового договора является дискуссионным. Одни юристы полагают, что продление срочного трудового договора на новый срок как общее правило не допускается. Поэтому, если сторо ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru