Юриспруденция » Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь » Защита прав и свобод личности в уголовном процессе

Защита прав и свобод личности в уголовном процессе

Страница 1

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это важное положение, содержащееся в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, требует оптимального учета и отражения в национальном законодательстве правовых принципов и требований» закрепленных в международных актах, прежде всего в тех, которые Республикой Беларусь ратифицированы.

Внедрение норм международного права в национальное законодательство — одно из важнейших направлений правового реформирования, проводимого в Республике Беларусь в последние годы. Об этом свидетельствуют новые законы (прежде всего — кодексы), принимаемые в различных отраслях права. Нетрудно проследить это направление и в процессуальном законодательстве, которое закрепляет гарантии обеспечения доступа граждан к правосудию, реализации права на судебную защиту.

Законодательство Республики Беларусь следует международно-правовым стандартам и принципам, оно также призвано служить гарантией прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Республики Беларусь. Однако и в новых законах имеются определенные несогласованности с указанными актами, а иногда и просто пробелы. Это касается и реализации права граждан на судебную защиту. Поэтому вполне естественно, что эти вопросы неоднократно были предметом исследования в Конституционном Суде Республики Беларусь, в результате чего принимались соответствующие решения. Среди них следует назвать в первую очередь вопросы:

1) о праве граждан на обжалование в суд постановления о прекращении уголовного дела (заключения Конституционного Суда от 13 мая 1999 г. и от 17 апреля 2000 г.); [12].

2) о праве осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания (решение Конституционного Суда от 2 апреля 2001 г.);

[30].

3) о сроках обжалования в суд военнослужащим дисциплинарного взыскания (решение Конституционного Суда от 23 марта 2001 г.); [31].

4) о праве граждан на обращение в суд по вопросам, возникающим в связи с осуществлением уголовно-процессуальных отношений (решение Конституционного Суда от 3 апреля 2001 г.);

[32].

5) о праве на кассационное обжалование и опротестование решений и определений Верховного Суда по делам, рассмотренным им по первой инстанции (Заключение Конституционного Суда от 23 июня 1999 г.) [13].

Рассматривая вопрос о праве граждан на судебное обжалование постановления о прекращении уголовного дела. Конституционный Суд установил, что применение нормы ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса 1960 г. (УПК), предусматривавшей обжалование такого постановления только прокурору, приводило к тому, что подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие и другие заинтересованные в разрешении уголовного дела лица лишались права на обращение в суд, а решения органов дознания и предварительного следствия, затрагивающие их права и законные интересы, оказывались вне судебного контроля. Тем самым не обеспечивались требования ст. 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Конституционный Суд признал, что указанная норма препятствует реализации права каждого на гарантированную Конституцией и международно-правовыми актами судебную защиту его прав и свобод, а потому не соответствует Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах.

В соответствии с указанным Заключением законодатель дополнил норму ст. 209 УПК, предоставив право обжаловать вынесенные постановления о прекращении уголовного дела не только прокурору, но и в суд.

Поступающие в Конституционный Суд обращения свидетельствуют о том, что отдельные граждане не имеют реальной возможности реализовать свое право на судебную защиту по вопросам, которые возникают в связи с осуществлением уголовно-процессуальных отношений, но не касаются прекращения предварительного расследования дела или применения мер пресечения. Причем такие вопросы возникают не в связи с конкретными следственными действиями, проведение которых находится полностью в компетенции соответствующих органов и могут контролироваться только прокурором без вмешательства суда, а в связи с нарушением основных конституционных прав граждан (например, нарушение права на юридическую помощь, нарушение права собственности при неправомерном аресте имущества, нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владении граждан, нарушение танцы корреспонденции, телефонных или иных сообщений и др.

Рассмотрение указанных и многих других вопросов свидетельствует о следующем:

1) законодательством Республики Беларусь не в полной мере гарантируется право граждан на судебную защиту (доступ к правосудию), предоставленное им Конституцией, поскольку в нем имеются пробелы в той части, что это право им не закреплено. Это касается в первую очередь Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, отдельные нормы которых нуждаются в совершенствовании;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Пути оптимизации подготовки кадрового состава государственной службы
К вопросам организации и функционирования аппарата государственных органов, проблемам стратегии и тактики кадрового обеспечения государственной службы, совершенствования мотивационных механизмов рационального управления персоналом в Российской Федерации стало уделяться больше внимания. Это и понятн ...

Порядок государственной регистрации и лицензирования индивидуальных предпринимателей
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характе ...

Методическая основа проведения инвентаризации
Методическая основа – методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов от 16.06.95 № 49. Инвентаризация – это проверка на определённую дату соответствия наличия имущества и расчётов данным бухгалтерского учёта. К числу государс ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru