Юриспруденция » Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь » Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личности

Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личности

Страница 3

Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».

Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Одним из способов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь является прокурорский надзор, поскольку в соответствии со ст. 125 действующей Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Однако Генеральный прокурор Республики Беларусь не наделен правом обращения с предложением о даче заключения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании и отмене неконституционного нормативного акта, нарушающего права и свободы личности.

Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».

Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Что касается суда присяжных, то его преимущество состоит в том, что он минимизирует число судебных ошибок и защищает граждан от необоснованного осуждения [27, c 6]. А его сущность в том, что его осуществляет компетентный орган, независимый от государственной администрации и судов общей юрисдикции [37, c 26].

Суд присяжных является отнюдь не новым институтом, призванным обеспечить защиту прав личности в уголовном процессе путем вынесения вердикта о виновности либо невиновности подсудимого.

Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) [14] устанавливалось, что «суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи и коллегии из семи присяжных заседателей — уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначение суда присяжных». Механизм функционирования института присяжных заседателей детально регламентировался в разделе четвертом данного Закона.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Сущность и понятие судейского усмотрения
Право на судебное усмотрение, так же как и судебная дискреция, - это такие формы правоприменительной деятельности суда, которые не могут не служить источниками судебного правотворчества. Ведь новые правовые нормы возникают и в том случае, когда в условиях пробела в законодательстве судья вынужден в ...

Изменение обвинения в ходе судебного разбирательства
Отечественный уголовно-процессуальный закон, гарантируя обвиняемому право на рассмотрение дела в пределах предъявленного обвинения, одновременно не запрещает государственному обвинителю и суду модифицировать уголовный иск в ходе судебного разбирательства. На сегодняшний день остаются дискуссионными ...

Бухгалтерские документы
Общепринятым носителем информации признан бумажный носитель, именуемых первичным документом. В ФЗ «О бухучёте» устанавливается, что каждая операция по приёму, выдаче денежных средств и материальных ценностей сопровождается составлением первичных учётных документов, а участвующие в операции физическ ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.coalink.ru