Юриспруденция » Судебная защита прав и свобод личности в Республике Беларусь » Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личности

Современное развитие правовой базы Республики Беларусь в сфере судебной защиты прав и свобод личности

Страница 4

Статья 8 и раздел четвертый Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» должны были вступить в силу с 1 января 2000 г., однако они были исключены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь».

Представляется, что суд с участием коллегии присяжных заседателей может быть воссоздан в Республике Беларусь и рассматривать дела, для разрешения которых требуется главным образом житейский здравый смысл. Полагаем, что им должны рассматриваться дела, относимые уголовным законодательством Республики Беларусь к категории тяжких.

Немногие страны достигли решения данных и иных проблем [36, c 62].

В этой связи считаем необходимым воссоздание коллегии присяжных заседателей в государстве, внеся в Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) [22] дополнение следующего содержания:

«Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи и коллегии из семи присяжных заседателей - уголовные дела о преступлениях, относящихся к категории особо тяжких, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначение суда присяжных».

Таким образом, приведение в действие института присяжных заседателей будет способствовать изменению не только качества прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного следствия, но и подготовке государственных обвинителей к судебному разбирательству и повышению престижа адвокатуры.

Представляется, что наказание призвано быть не столько жестоким, сколько неотвратимым, так как жестокость наказания является показателем низкого уровня правосознания общества.

Оценивая в целом конституцию, можно сказать, что несмотря на некоторые минусы, она создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. Поэтому очень важно, что мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечении прав и свобод граждан [6, c 40].

Предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.

Судебная власть при защите прав граждан осуществляется общими судами в пределах, урегулированных гражданским процессуальным законодательством. Оно, согласно ст.3 ГПК, регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникают, из административно-правовых отношений, дел производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства, рассмотрении гражданских дел и исполнении юрисдикционных актов осуществляется защита прав, вытекающих практически из всех отраслей права. Гражданская процессуальная судебная форма защиты в силу этого носит универсальный характер.

В нашей республике действует определенный механизм судебного контроля за органами администрации в целях защиты прав человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данный механизм нуждается в более четком правовом регулировании в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дал, вытекающих из административно-правовых отношений.

Конституция Республики Беларусь является правовой основой и для обеспечения оптимального доступа граждан к конституционному правосудию. Конституционный Суд Республики Беларусь занимает высокое место в судебной системе. Его деятельность по обеспечению конституционного права граждан на судебную защиту предопределяется компетенцией, установленной ст. 116 Конституции, а также обязанностью как государственного органа рассматривать обращения граждан, предусмотренной ст. 40 Конституции. Именно сочетание этих двух норм Конституции, а также соответствующих положений Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» является достаточным основанием развития и совершенствования права граждан на доступ к конституционному правосудию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Примеры конституционных норм, регулирующих в ФРГ и Франции основные сферы общественных отношений
Приведите примеры конституционных норм, регулирующих в ФРГ и Франции основные сферы общественных отношений (для каждого из указанных в таблице типов общественных отношений – 1-2 примера норм из текста конституций; текст нормы приводится полностью с указанием в конституции какой страны эта норма уст ...

Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы
Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, которое осуществляется путем реализации правовых ограничений, возложения на осужденного специальных обязанностей, наделение его правами, вытекающими из характера процедуры исполнения и отбывания наказа ...

Общественные и религиозные организации
Общественные и религиозные организации (объединениями) - это добровольные объединения граждан, объединившиеся на основе общности их интересов, объединившиеся в установленном законом порядке для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. К числу таких организаций относятся спортив ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru