Юриспруденция » Правовое регулирование лизинга в РФ » Развитие нормативной и законодательной базы лизинга в России

Развитие нормативной и законодательной базы лизинга в России

Страница 1

Можно выделить четыре характерных периода в становлении лизинга в России как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций и формирования его правовой среды. Периоды отражают хронологию наиболее существенных изменений лизингового законодательства.

Первый период, до начала 1990-х гг., характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу. Изучение лизинга в российских научных кругах началось минимум четверть века назад - задолго даже до того, как сам лизинг стал возможен в СССР. В отраслевых НИИ и внешторговых организациях велось накопление и изучение информации о несоциалистических формах хозяйствования, в частности, об аренде. Например, еще до 1977 года долгосрочная аренда изучалась в СССР как способ сбыта автомобилей на капиталистическом рынке. Такие исследования носили в основном описательный характер, при этом сам лизинг не получал какого-либо развития в СССР. В 1980-х годах лизинговой деятельностью эпизодически занимались лишь крупные внешнеторговые организации бывшего СССР, например, таких как: "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот", "Совфрахт", "Трактороэкспорт". Лизинг рассматривался ими прежде всего как одна из форм приобретения и реализации крупногабаритного дорогостоящего оборудования с использованием специальной формы кредита, под которой подразумевался лизинг. Преобладающий объем операций 200-300 млн. долл. в год приходился на торговлю Восток-Запад, прежде всего на импорт оборудования из развитых капиталистических стран. Однако сделки эти были немногочисленными и занимались ими лишь несколько полностью государственных организаций, состоящих, как правило, при соответствующих министерствах (Министерство транспорта, Министерство морского флота и т.д.), т.е. о существовании лизинга как некоторой самостоятельной цельной операции говорить не приходилось.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся "бербоут-чартер" - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого внешнеторговой организацией "Совфрахт" Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза, и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. Суда, как правило, арендовались на срок 6-8 лет с последующей передачей права собственности российскому пароходству. Кредит выдавался в размере 80-100% стоимости судна на срок 8-10 лет по ставкам мирового денежного рынка и погашался, как правило, за счет выручки, получаемой в результате эксплуатации судна.

Вплоть до конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом запретом на операции с иностранной валютой и, как следствие, отсутствием иностранной валюты у государственных и первых частных предприятий для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений, и возможности заключения сделок международного лизинга с участием российских предприятий стали шире.

Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития до середины 1989 года - до начала перевода предприятий на арендные формы хозяйствования.

Второй период развития лизинга продолжался с начала 1990-х гг. до середины 1990-х гг.

С приходом рыночной экономики в деятельности компаний начали появляться договоры, носящие элементы лизинговых сделок. Данный этап можно охарактеризовать следующими признаками:

- отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга;

- развитием лизинга с применением норм законодательства об аренде;

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Общие последствия недействительности сделок
В российском гражданском праве общим последствием недействительности сделок является двусторонняя реституция (от латинского "restituere" - восстанавливать, возмещать, приводить в порядок). В соответствии со ст.167 ГК РФ, содержащей общие правила о последствиях недействительности сделок, к ...

Доследственная проверка, типичные ситуации первоначального этапа и программа действий следователя
Чаще всего поводами к возбуждению уголовных дел о вымогательстве бывают заявления потерпевших, гораздо реже - непосредственное обнаружение признаков преступления правоохранительными органами (в основном, в связи с расследованием других видов преступлений). Прежде всего, для принятия решения о возбу ...

Способы приватизации
Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества. Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими ...

Нотариальная деятельность

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан - одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.coalink.ru